Грызлов взял быка за рога
Сергей ЛесковУкраину представляет бывший президент Леонид Кучма, равновеликий Грызлову политический тяжеловес. Неслучайно накануне переговоров в Минске президент Украины Петр Порошенко и Борис Грызлов встретились в Киеве.
Дает ли повышение статуса новые шансы на урегулирование? И вообще желательно ли урегулирование конфликта или его тление выгодно сторонам? Вопросы запутанные. Но Грызлов сразу взял быка за рога. И Киев, желая навести мосты, поддержал инициативу экс-спикера о немедленном прекращении огня и об обмене более 50 человек с обеих сторон. Ждем результата. Предыдущее прекращение огня было объявлено на Новый год, но продержалось недолго.
Это новости тактические. Что касается стратегических новостей, то Украина выступила с заявлением о необходимости запуска с 1 января 2016 года формата «Минск-3». Никаких документов «нормандская четверка» на этот счет не готовила. Но Украина ссылается на логику внутренних процессов и на то, что соглашение «Минск-2» устарело. Для чего Киеву понадобился подкоп под документ, который до сих пор не выполнен?
«Минск-2» предусматривает прекращения огня, отвод тяжелых вооружений, проведение конституционной реформы (в конце 2015 года на Украине должна была быть принята новая Конституция), законодательное закрепление особого статуса регионов Донбасса и обмен пленными по принципу «все на всех».
Выполнить план в 2015 году не удалось. 30 декабря 2015 года Владимир Путин, Петр Порошенко, Ангела Меркель и Франсуа Олланд договорились по телефону о компромиссе - о продлении соглашения на 2016 год. Киев с места в карьер предлагает ревизию. Главный аргумент – Рада не пойдет на конституционную реформу с автономией Донбасса. Но мне кажется, что важнее другое соображение, о котором не принято говорить. Федеративное устройство Украины ставит крест на новой украинской идентичности, которая базируется на отрицании исторических связей с Россией.
Западные боссы, даже вице-президент США Байден открыто советуют Киеву согласиться на федерацию, но всегда отказ. Меркель и Олланд в декабре встречались с Порошенко, не пригласив Путина, но без толку. Очевидно, доминанта внешней политики Украины – бегство от России и от общей истории, пусть даже себе во вред.
Россия выступает за строгое выполнение минских соглашений. Надо признать, что документ отвечает интересам России и является одним из наших внешнеполитических достижений. Зафиксировано состояние гражданской войны на Донбассе, ополчение признано стороной конфликта. «Минск-2» гарантирует сохранение Украины федеративным государством в границах после возвращения Крыма в состав России. Федеративное устройство гарантирует соблюдение прав русскоязычного населения. Федеративная Украина с балансом между восточными и западными регионами была бы нейтральной как по отношению к Евросоюзу, так и по отношению к России.
Позиция Евросоюза становится все ближе к российской. «Минск-2» видится наиболее приемлемым рецептом на 2016 год. Вообще, Украина превращается для Евросоюза в чемодан без ручки. Это уже не инструмент для сдерживания России, а бездонная дыра, требующая финансовых вложений без видимого результата. Конфликт с Россией и санкции нанесли Европе политический и экономический урон. Очевидно, лучшим выходом стало бы прекращение конфликта. Путин постоянно говорит, что согласен на компромиссы. Однако Восточная Европа требует продолжения банкета за счет экономики Германии и Франции. ЕС устал от противостояния, но еще хуже внутренний раскол.
Думаю, впереди долгая тлеющая фаза конфликта. Донбасс не согласится на унизительное возвращение в лоно националистической Украины, а Украина, как черт ладана, боится федерации. Вариантов выхода из тупика только два. Либо нынешний режим в Киеве даже без нового Майдана не удержит власть. Либо, ради спасения от внутренних противоречий, Киев, уверовав, что его армия преобразилась, перейдет в новое наступление. В этом случае прогнозы уже бессильны.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции