Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Флаги над Грозным

Общество
Флаги над Грозным
Александр Хохлов колумнист / Фото: Из личного архива Александра Хохлова
19 января 1995 года российские солдаты взяли «дворец Дудаева».

Несмотря на успешное наступление в середине января 1995-го, наши войска контролировали только около трети города Грозного. За речкой Сунжей, на площади «Минутка» чеченцы-сепаратисты держались крепко. 23 или 24 января я, корреспондент «Комсомолки», напросился пойти в дудаевский «дворец» вместе с десантниками 98-й дивизии ВДВ, которые должны были сменить там бойцов морской пехоты. Проинструктировали коротко: «Услышал выстрел, сначала упади, а потом подумай, зачем ты это сделал». А полковник Ленцов (сейчас Александр Иванович генерал-полковник, зам. командующего Сухопутными войсками) «утешил»: «Свою пулю еще никто не услышал».

Десантники шли менять в здании бывшего республиканского комитета КПСС Чечено-Ингушской АССР морских пехотинцев. Потом там был штаб Джохара Дудаева, в обиходе – «дворец». Обходя разрушенные до основания дома, спускаясь в подвалы и карабкаясь по руинам, дошли до участка, который простреливался насквозь. Метров 40-50 чистого пространства перед «дворцом».

Никогда в жизни я так не бегал. Бежали, петляя, тройками. Первые две проскочили. По третьей, нашей, начали стрелять пулеметчик и снайпер. Очухался, только добежав до стен. Сердце замирало каждый раз, когда всех бежавших позже нас пулеметчик встречал длинной очередью. Наше счастье, что чеченец оказался мазилой.

В раздолбанном артиллерией и авиацией «дворце» морпехи жгли на костерках остатки паркета. Они показали, где под многотонными завалами бетонных плит лежали наши солдаты, погибшие от бомбы, сброшенной с нашего самолета. Помню, как случайно наступил на обгорелую кисть человеческой руки, лежавшую среди битого кирпичного крошева и обрывков официальных бумаг с волчьим гербом «Ичкерии». Аж подпрыгнул.

Молоденький офицер-морпех с черным от солярной или пороховой копоти лицом повел по разбитым лестничным пролетам наверх, к флагам. Их вывесили, когда заняли здание. «Дворец» взяли без боя. Командовавший обороняющимися Аслан Масхадов ночью с 18 на 19 января дал команду на отход, когда войска генерала Льва Рохлина перерезали боевикам все пути снабжения.

В окне на седьмом этаже висел Андреевский флаг, на восьмом – государственный флаг России. Офицер рассказал, что бойцам, вывесивших их под пулями, хотел передать по 100 долларов какой-то важный чеченец из антидудаевской оппозиции. Те, с оказией, ответили: не надо.

Закон войны в горах: кто выше, тот и прав. Флаги на самом высоком в городе здании тогда, в январе 1995-го, были видны, считай, половине города Грозного. Потребовалось еще много времени, и много потребовалось жертв русского и чеченского народов, чтобы их увидели все.

…«Дворец Дудаева» взорвали - чтобы и камня от него не осталось! - в феврале 1996-го. Сейчас на его месте - площадь имени Ахмата Кадырова и памятник сотрудникам правоохранительных органов, погибшим в борьбе с террористами и ваххабитами.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции