Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Не лишать пенсий, а тщательнее учитывать доходы

Общество
Политолог Георгий Бовт, колумнист "ВМ"
Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»
На днях в недрах, как ни удивительно, профсоюзов родилось предложение. Согласно которому, лишь около 80 процентов россиян, являющихся наемными работниками, должны сохранить право на пенсию. Оставшимся 20 процентам, в число которых входят фрилансеры, люди творческих профессий, а также почему-то аграрии, нужно предложить альтернативные пенсионные системы.

А не захотят – останутся вовсе без трудовых пенсий. Непонятно, правда, надо ли этим 20 процентам оставить хотя бы социальные пенсии, на бедность. Сейчас это меньше 4 тысяч рублей, на них долго все равно не протянешь.

Впрочем, такую аргументацию можно понять. Пенсионная система трещит по швам. Дефицит Пенсионного фонда огромен. По двум причинам. Одна – демографическая, другая политэкономическая. Трудоспособного населения на сегодня – около 70 миллионов человек, число получателей пенсии – уже более 29 миллионов. Формулы, при которой один работник кормит одного пенсионера, не выдержит ни одна, даже самая богатая страна в мире (для сравнения, в США о своем соотношении 4:1 уже говорят как о серьезной проблеме). При этом миллионы людей заняты в теневой экономике и никаких пенсионных взносов не делают. Государство даже не знает толком, сколько именно. Разные ведомства называют разные цифры. Кто-то 15-16 миллионов, кто-то 20, а вице-премьер Голодец как-то сетовала, что миллионов 30 «занимаются непонятно чем».

Увы, это проблема эта не только наша, а всемирная: во всем мире растет число фрилансеров, совместителей, для все большего числа людей нанимателями становятся онлайн-платформы (классический пример - системы заказа такси по форме как бы попутной поездки). Традиционными методами учитывать такие заработки и, соответственно, взимать налоги становится все труднее. Однако если государство не может тут наладить учет и контроль, это не значит, что людей надо оставлять без пенсий, порождая тем самым нищету и социальную нестабильность. Оно дороже может выйти.

Выход просматривается все же не в лишении ненавистных «фрилансеров» пенсий, а другой. Надо четче контролировать соответствие расходов и доходов, надо решительно сокращать наличный денежный оборот, жестче регулировать денежные переводы (особенно крупные) без открытия банковского счета. Ни в Европе, ни в Америке вы такие переводы, как правило, не осуществите (разве что мелкие типа почтовых, но под безумные проценты, обесценивающие такой способ ухода от налогов). Это у нас можно просто так «бросить денег» на чужую пластиковую карту, а в любом европейском и тем более американском банке у вас непременно потребуют «обоснование перевода», даже если речь о близких людях.

Правильно, нужно развивать разные добровольные системы пенсионных накоплений. Их полно на Западе. Как правило, они связаны с фондовым рынком. При этом пенсионные фонды – крупнейшие инвестиционные кошельки тамошней экономики. Они же – довольно жесткие аудиторы-контролеры того, как и на что расходуют деньги корпорации, считающиеся надежными, куда вкладывают пенсионные деньги. Будь такое возможно у нас (а оно невозможно в силу многочисленных ограничений на вложение пенсионных денег), пенсионные фонды непременно спросили бы у наших «голубых фишек», зачем они содержат, скажем, иностранную футбольную команду, зачем скрывают размеры инвестиционных затрат и их (не)эффективность, почему вознаграждения отечественных топ-менеджеров в госкорпорациях превышают доходы их коллег в крупнейших мировых корпоративных гигантах на фоне более чем скромных показателей первых.

Но навести с этим со всем порядок, конечно, труднее, чем просто лишить средств существования пятую часть пенсионеров страны. Чего, впрочем, уверен, все равно не произойдет. Даже если кому-то такая идея кажется экономически привлекательной, она, мне кажется, политически неосуществима в России.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакцией "Вечерней Москвы"

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Пенсия попала в тень

Колонка обозревателя Сергей Лескова

Не надо быть профессором экономики, чтобы обнаружить закономерность: чем сильнее экономика, тем выше пенсия. Если в России ВВП на душу населения ниже, чем в странах, которые принято называть развитыми, то и пенсия, соответственно, ниже. Однако государственная экономика – штука более сложная, чем система шлюзов.

Уверен, главный удар по российской пенсии нанесло государство, которое пестует неэффективную экономику. По данным Росстата, 19% экономически активных граждан получают «серую» зарплату. Из 74 миллионов работников в неформальной экономике занято 14 миллионов человек. Данные статистики соответствуют жизненному опыту каждого наблюдательного человека. Эти граждане не участвуют в формировании пенсионных фондов, но рассчитывают на исправное получение пенсий (далее).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.