Как поделить «шкуру» неубитого «кролика»
Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Как поделить «шкуру» неубитого «кролика»

Коридоры Власти
Политический кризис на Украине постепенно обрастает признаками полноценной политической фантасмагории.

С одной стороны, Яценюк, прозванный на Украине и за ее пределами «кроликом», остается премьером. После отказа Рады вынести ему вотум недоверия, следующая попытка может быть только осенью. С другой стороны, значительная часть политиков исходит из того, что Яценюк не только должен уйти, но и вот-вот уйдет. Сам. Он, в свою очередь, говорит, что и готов, извольте, но пусть ему сначала покажут, что же за бравая команда реформаторов придет на смену. Не может же он так просто бросить страну. И, судя по всему, он хотел бы, как минимум, поучаствовать в разделе министерских портфелей. За отставку Яценюка выступает президент Порошенко. И этого не скрывает. У него есть конституционное право распустить Раду и назначить досрочные выборы в случае, если в парламенте отсутствует правящая коалиция более чем 30 дней. Так они уже давно истекли. И?

А дальше еще причудливее. Правящей коалиции вроде бы нет, то есть в поддержку правительства нет половины плюс 1 голос из 450 депутатов. Она вроде бы распалась в середине февраля, когда из нее вышла фракций «Самопомощь» и радикалы Ляшко. И еще то ли вышла, то ли нет Юлия Тимошенко со товарищи. Ан, оказывается, нет. Спикер Рады Владимир Гройсман пару дней назад утверждал, что «по бумагам», то есть по факту официальных заявлений о выходе из коалиции, она, оказывается, вовсе и не распалась, а очень даже жива. И якобы есть 237 голосов. При этом все заинтересованные фракции ведут разговоры о создании новой коалиции: это «Батькивщина» Тимошенко, «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт». Чтобы под нее уже Яценюк подал таки в отставку (после торга, разумеется, о своей личной судьбе), а Порошенко бы назначил нового премьера.

Досрочные выборы Порошенко объявлять не хочет по очень простой причине: разочарование избирателей всеми пришедшими ныне к власти и «героями Майдана» столь велика, что грозит полной перекройкой политического ландшафта.

На пост премьера «при живом Яценюке» в последнее время прочили наиболее активно две кандидатуры: министра финансов, гражданку США и Украины Наталью Яресько и, собственно, спикера Рады Гройсмана. Первая предпочтительнее тем, что под нее скорее дадут остро необходимые Украине новые транши кредита МВФ. Если кто забыл, его выделяют «за продвижение курса реформ», а не демагогию по этой теме. Продвижения нет, а есть в изобилии политические дрязги. Яресько и в профессиональном, и управленческом, и в образовательном плане даст фору Гройсману. Она действительно могла бы набрать команду технократов. Но Яресько для Порошенко - слишком независимый (от него) премьер. Она скорее будет слушать своих бывших работодателей в Госдепе США, нежели президента Украины. С ней, конечно, «внешнее кураторство Украины» получило бы окончательное оформление.

Но она выставила, судя по всему, ряд условий – гарантий независимости своих действий. В пораженной олигархическим влиянием украинской экономики – это само по себе смелый шаг, но вряд ли популярный среди самих олигархов. Гройсман ближе Порошенко (он его давний бизнес-партнер). И в то же время он более потенциально подвержен влиянию внутренних лоббистов. В Киеве надеются, что и под Гройсмана МВФ даст денег – ну хотя бы миллиард, а там видно будет. Президент и не скрывает: скорейшее формирование нового правительства нужно именно для продолжения кредитования Украины. Мол, не бросит же ее Запад, как чемодан без ручки. И вот, воодушевленные той же надеждой, три ведущие фракции в Раде продолжают отчаянный закулисный торг, где счет взаимных требований о том, кому чем рулить, судя по всему, уже идет на десятки.

Все это было бы очень смешно, если не одно обстоятельство. Продолжение политического кризиса, тем более если он дойдет до досрочных выборов, фактически ставит крест на выполнении Минских соглашений об урегулировании в Донбассе в их нынешней форме. Рада практически парализована и не может принять решений, которые требуются от Киева в плане выполнения зависящей о него части соглашений (например, о конституционной реформе и установлении особого режима самоуправления в Донбассе). Это становится все более призрачной задачей к лету, когда истекает срок антироссийских санкций ЕС, увязанных с выполнением Минских договоренностей. Если к этому моменту в их срыве опять преимущественно обвинят Москву - это один разговор. Если Европа наконец устанет от «украинской политической специфики» - то может быть совсем другой.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news