Книжного героя, общего для всех, сейчас нет
Кадр из фильма «Тимур и его команда» (1940). В главных ролях Ливий Щипачев и Катя Деревщикова. / Фото: РИА НовостиПотом появились лейтенанты из военной прозы. Это был не один герой, а именно обобщенный лейтенант. Он родился в романах Григория Бакланова и Василя Быкова, из Юрия Бондарева и Константина Воробьева, Владимира Богомолова и Виктора Курочкина. Писатели были разные, а герой — один.
Потом, оттеняя молодого инженера, появился городской интеллигент — и это тоже была обобщенная фигура. Он мог быть персонажем Аксенова или Битова.
Но случились новые времена, а лучшим их индикатором стала массовая культура.
Один ее текст начинается так: «Мише Потапову исполнилось недавно двадцать девять лет. Работал он в Оперативном управлении антитеррора Федеральной службы безопасности под командованием полковника Щербатова. Служил в армии, в десантных войсках, окончил юрфак МГУ, с малых лет занимался рукопашным боем, много читал, увлекся эзотерикой и даже женился в двадцать один год, но прожил с молодой женой всего четыре месяца, после чего она погибла — утонула при невыясненных обстоятельствах в Киргизии, на озере Иссык-Куль, куда поехала отдыхать с подругой».
Вот уж не прибавить, не убавить.
Можно, правда, не убавляя, комментировать: наш герой служит в органах, его социальное положение прочно. Это не великий комбинатор и не рисковый бизнесмен. Он окончил университет, образован.
Он физически силен и силен мистически (это важно для супермена). Наконец, есть трагическая любовь, что, с одной стороны, добавляет романтизма, а с другой, он, так сказать, уже «валентен» и может соединиться с героиней, которую читателю пока не показали.
Тут бы сказать, что вот он герой — служивый человек, а не бандит из анекдотов о школьниках нового Смутного времени.
(Они якобы писали в сочинениях, что хотят стать рэкетирами.) Об общем благе думает и себя не забывает.
Но это все неверно. Героя, общего для всех, сейчас нет.
Его нет по определению. Как бы авторы ни пытались найти какого-нибудь сентиментального олигарха, радеющего за народ в любовном романе, это все не то. Читают (это общее место) меньше, оттого герои, во-первых, смещаются из пространства букв в пространство кадров.
Во-вторых, и в-главных, в обществе общих героев нет. Есть герои у толкиенистов, у любителей боевиков, у поклонников Гарри Портера, у интеллигенции, у детей в разных социальных группах.
Они все разные, но и нет в этом ничего страшного.
Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции