"Малой кровью на чужой территории"
Георгий Зотов, писатель / Фото: all-the-books.ru...Что мы с вами знаем про первые дни Великой Отечественной? В основном, одну вещь – в июне 41-го Красная армия отступала. За неделю было потеряно сразу несколько важных городов – Львов, Минск, Рига: обливаясь кровью от удара, мы откатывались на Восток. Если опросить людей на улицах России, большинство скажет: первое поражение Третий рейх и его союзники потерпели под Москвой, спустя полгода после 22 июня. Вот это-то и обидно. Ведь на многих участках фронта даже в самое худшее время дела шли не столь однозначно. Поэтому мне и хочется упомянуть Дунайский десант, о котором почти ничего не известно широким кругам современного общества. Жаль – он заслуживает славы.
...Утром 22 июня 1941 года войска Румынии (союзника нацистской Германии), переправившись через Дунай в сторону городов Измаила и Вилково (современная Украина), внезапно напали на советские гарнизоны. Хотя атаки никто не ожидал, румынам дали серьезный отпор – десятки вражеских солдат утонули в реке под шквалом огня пограничников. На следующий день противник уже не осмеливался начинать сражение, ограничиваясь артобстрелами – дабы их прекратить, командующий обороной генерал-майор Петр Цирульников отдал приказ о пересечении румынской границы и высадке десанта в районе города Килия-Веке. 24 июня, закрепившись на мысе Сатул-Ноу, красноармейцы в первом же бою разгромили две румынские роты. За два последующих дня подразделения 51-й дивизии РККА продвинулись на четыре километра вглубь Румынии, уничтожив 200 солдат и захватив 800 пленных. Плацдарм на территории союзника Третьего рейха удерживали вплоть до 19 июля 1941 года, отбив 18 (!) атак армии Антонеску. И только потом, когда на помощь румынам подтянулись немецкие части, плацдарм был оставлен, а десантники с помощью катеров эвакуированы за Дунай.
...Удивляет, что эту операцию организовали всего три человека – командующий дивизией, начальник погранотряда и командир флотилии. Они ждали сигнала из Москвы о дальнейшем наступлении: офицерский состав готовили к факту: нам придётся воевать «малой кровью на чужой территории». Однако в Кремле молчали, а идти дальше без приказа генерал Цирульников не рискнул. И ведь как знать – не исключено, что ход войны повернулся бы иначе: в июле 41-го наши войска могли окружить Бухарест, немцам пришлось бы срочно снимать дивизии с фронта, и тогда...увы, все мы в курсе – история не знает сослагательного наклонения. Печально и другое - командир Дунайского десанта генерал Петр Цирульников в октябре 1941 года попал в немецкий плен, а когда сбежал из лагеря, ему не поверили. Арестовали и 11 лет продержали в тюрьме – обвинения в «предательстве» были сняты лишь в 1953 году, после смерти Сталина. За свой подвиг генерал не получил никаких наград. В дни, когда мы чествуем 75-летнюю годовщину обороны Брестской крепости, стоит вспомнить и других героев, оставшихся неизвестными. Например, горстку защитников далёкого Дунайского плацдарма...
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции