Катар высоких дипломатических путей
Подозрения о тайных связях высказываются давно. Почему обострение именно сейчас. Да, эмир Катара сделал неосторожное заявление на встрече с выпускниками военной академии, но быстро взял слова обратно, сославшись, как сейчас принято, на подлых хакеров. Посему кажется, что главная причина – недавний визит в Саудовскую Аравию президента Трампа, который собирает «Арабское НАТО», которое будет противостоять непокорному Ирану и плясать под дудку США. Что это за танец, Трамп показал в Эль-Рияде, исполнив самодеятельный танец с саблями. Чтобы связать партнеров деньгами, Трамп подписал огромные инвестиционные контракты на $300 млрд., из них $100 млрд. - вооружение.
Катар – очень маленькое государство, клочок пустыни. Но Катар – очень богатое государство. ВВП на душу населения – первое в мире. Основа богатства – месторождения нефти и, особенно, газа. В декабре 2016 года суверенный фонд Катара Qatar Investment Authority вместе со швейцарским трейдером Glencore купил 19,5% акций у «Роснефти», заплатив 10,2 млрд евро. Сейчас этот фонд ведет активные переговоры о покупке 25% акций «Независимой нефтегазовой компании». Уже по одной этой причине России далеко не безразлично развитие конфликта вокруг Катара.
Не прогорит ли в результате арабских санкций государственный фонд Катара? Не похоже. Фонд застраховался от неприятностей, скупив по миру крупные пакеты акций в банках Barclays и Credit Suisse, в промышленных гигантах Volkswagen, а также акции лондонского аэропорта Хитроу и компании Tiffany, которая работает с лучшими, по мнению Мэрилин Монро, друзьями девушек. Надежная компания для «Роснефти».
Возможна ли война арабских стран с Катаром? Армия Катара невелика – 8 тысяч человек. Но на территории Катара находится одна из крупнейших военных баз США – 12 тысяч человек. Представить, как арабская коалиция ведет войну с Катаром, невозможно. А вот до информационной войны в духе современных реалий дело наверняка дойдет. Тем более, что в Катаре работает самая влиятельная в арабском мире телекомпания «Аль-Джазира». Недаром после разрыва дипломатических отношений союзники заблокировали в своих странах ресурсы «Аль-Джазиры».
Первый результат арабской дипломатической войны – рост цен на нефть. Глава МИД России Сергей Лавров заявил: «Мы в эти решения не вмешиваемся, хотя нас подозревают в том, что за любым событием в мире стоим мы, но уверяю вас — это не так».
Прогноз? В 2014 году арабские страны уже пытались объявить блокаду Катару за поддержку «Братьев-мусульман»* в Египте. Тогда посредником выступил Кувейт. Сейчас эта миссия у Кувейта сорвалась. И все-таки перед регионом и арабскими странами стоят более серьезные проблемы, чем до хрипоты выяснять отношения. Думаю, скоро помирятся.
*Запрещенные в России террористические организации
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции