Ограниченное действие чудес
Сюжет:
Воскресная проповедьЧудо духовно пробуждает только того, кто готов быть верующим, иначе оно не изменит устроение человека. За исключением немногих апостолов, даже во время земной жизни Спасителя чудеса оказывали на людей только временный эффект, воздействуя на их воображение, а потом они возвращались к своему обычному образу жизни. Чудо воскрешения Господом Лазаря Четверодневного потрясло всех присутствовавших, но в рядах учеников Христа людей не прибавилось. Под впечатлением увиденного они прославляли Чудотворца, восклицали Ему: «Осанна», а через несколько дней уже кричали: «Распни Его».
А у членов Синедриона — знатоков Писания по букве, даже мысли не возникло, что, если Христос воскресил четверодневного мертвеца, то надо менять свое отношение к Нему. Чудо не побудило их хотя бы прислушаться к Его словам. Напротив, их злоба достигла такого масштаба, что они решили «убить и Лазаря» (Ин. 12, 10). Это пример сознательного противления Истине, Святому Духу, внутреннее богоборчество, подобное дьявольскому. Первосвященники видят чудесные дела Христа, которые не может совершить обыкновенный человек, и все же идут Ему наперекор.
Истину хранит верующий в Бога человек, а не в чудеса. Когда Спаситель говорил ученикам о Себе как о хлебе Небесном, многие соблазнились и отошли. Христос обратился к остальным с вопросом, не желают ли и они покинуть Его? Тогда апостол Петр произнес: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68). Вера — это верность Христу, хождение в Его глаголах вечной жизни. До пришествия Спасителя эти глаголы были отражены в ветхозаветном законе и пророках. Братья богача знали заповеди Моисея, но не усматривали в них пути к обретению вечного блаженства. В таком случае и десять воскресших мертвецов не изменили бы их. Они бы удивились чуду, но жить продолжали бы по-прежнему.
По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), у верных нет потребности, чтобы их вера утверждалась через чудо. На людей с возвышенным умом действует слово Евангелия. Для них оно большее чудо, чем что-либо иное. А на плотских людей, сердцем и умом привязанных к материи, производит впечатление всякое необычное ее изменение. Но это впечатление бывает поверхностным и редко изменяет человека в его сути.
Чудо может даже навредить, если человек просит о нем, не понимая, что и сам должен откликнуться на Божий призыв и начать духовно меняться. Спаситель не раз обличал косность жителей Капернаума и других городов, «в которых наиболее явлено было сил Его» (Мф. 11, 20). Господь говорил, что, если бы жители Тира и Сидона видели хотя бы часть того, что видят современные Ему люди, то они принесли бы глубокое покаяние. Даже сожженному за нечестие Содому в Судный день будет больше отрады, чем тем, кто не отвратился от греха, увидев множество явленных Христом чудес. Ибо действует духовный закон: кому много дано, с того и больше спросится (см. Лк. 12, 48). Если бы умерший Лазарь явился к братьям богача, то с ними могло произойти подобное несчастье — усугубление греха, а не исцеление душевных ран.
Ведь братья, подобно оказавшемуся в аду богачу, не отрицали закон Божий, но нисколько не заботились о его исполнении. У таких людей ничем нельзя умягчить сердце, чтобы они захотели что-либо менять в своей жизни. Им нравится плыть по течению. Участь человека с таким устроением — богооставленность, по слову Господа – «Как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: “Я... ни в чем не имею нужды”» (Откр. 3, 16—17). Духовно охладевшим людям труднее обрести спасительную веру, чем закоренелым грешникам. Даже один из убийц, распятых со Христом, оказался способным к покаянию. А человек с теплохладной душой может хорошо знать Священное Писание и правильно рассуждать о вере, но оставаться совершенно равнодушным к своей вечной участи, не искать спасения в Боге. Он находится в опаснейшем состоянии самообольщения и не подозревает об этой опасности. Устраиваясь в этом мире, он решительно ничего не делает для очищения своей души и приближения ко Христу, а в вечности остается «несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 17).
Даже чудо — один из способов, с помощью которых Господь пытается отвлечь человека от земной суеты, развернуть его к Себе, не может оторвать таких людей от увлеченности исключительно земным, обратить их к покаянию. Поэтому Авраам в притче отвечает богачу: «Если твои братья не верят закону и пророкам, то и чудо не приведет их к вере, не поможет им избежать твоей безрадостной участи».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции