Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Эльдар Рязанов. Романтик, реалист

Сюжет: 

Первый Микрофон
Общество
Эльдар Рязанов. Романтик, реалист
В субботу, 18 ноября, режиссеру Эльдару Рязанову исполнилось бы 90 лет. В Концертном зале имени П. И. Чайковского пройдет вечер, посвященный Мастеру. А сегодня о нем вспоминает известный киновед Вячеслав Шмыров, хорошо его знавший и не раз проводивший его творческие вечера.

Про Рязанова можно сказать: он принял страну со стихами Маяковского в сердцах и на устах (оттепель!), а оставил нацию Цветаевой, Пастернака и Заболоцкого. Об этом Эльдар Александрович и снял свой последний фильм «Андерсен. Жизнь без любви». О сказочнике, преобразившем нацию.

Сам Рязанов был, конечно, шестидесятником. Носил свитера грубой вязки и бренчал на гитаре; песни тогда сочиняли все, включая Тарковского. Но знаменем поколения 60-х он все-таки не был. Что снял он тогда? «Карнавальную ночь», «Гусарскую балладу». Эти фильмы были, скорее, открытием для зрителей. А его «Девушка без адреса», «Дайте жалобную книгу», «Зигзаг удачи» при всех достоинствах — крепкие картины на фоне других. Вот «Берегись автомобиля», конечно, безусловный шедевр, первый фильм, который соединил таланты режиссера Рязанова, сценариста Брагинского и композитора Петрова. Но кто в эти годы не снимал шедевров? Даже те, которые потом навсегда ушли в тень! Шестидесятые всех делали талантливее...

Меж тем 60-е сменились 70-ми, а понятие «семидесятник» не прижилось.

А ведь именно им Эльдар Рязанов, пожалуй, и был.

А может быть, и самым главным семидесятником....

«Ирония судьбы», как и «Служебный роман», а потом «Гараж» дали этому времени свои «опознавательные знаки».

Вместо упоения жизнью, как временем надежд, пришло погружение в нее. Место надежды заняла самоценность происходящего, отсюда и «у природы нет плохой погоды», и то, что ее надо «благодарно принимать». Полет в космос сменился самопознанием, чтением классиков.

А еще надо было сидеть в унылых конторах, биться в очередях за дефицит и ощущать при этом свое превосходство над обыденностью. Шестидесятники таких проблем не решали, хотя жили, в отличие от семидесятников, в коммуналках и тоже не купались в достатке. И хотя нация фильмы Рязанова очень любила, духовное завещание Мастера не оказалось прочитанным в должной мере.

В кинотеатры пришла другая, уже не рязановская, публика, а интеллигенция увидела в последнем высказывании Мастера одни несовершенства. Оцените иронию судьбы: Эльдар Александрович был два срока президентом «Ники», но его «Андерсен» киноакадемией всерьез даже не рассматривался! Рязанова уважали за гражданскую позицию. Он оказался верен принципам юности — может быть, еще и потому, что к этому времени знаковых шестидесятников почти не осталось, а те, кто остался, не спешили выразить свое отношение ко времени агрессивного государственного мракобесия. В этом, может быть, и была главная драма Рязанова — он не мог этого не переживать. Даже несмотря на то, что созданный им киноклуб «Эльдар» стал островом утраченного интеллигентского мира.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.