Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Как начинался Майдан

Общество
Как начинался Майдан
Массовая многомесячная акция протеста в центре Киева началась 21 ноября 2013 года. Корреспондент «ВМ», которая была очевидцем событий, рассказывает, как все происходило.

Конец ноября 2013. В спальных районах Киева - обычная жизнь. Это где-то в центре - побоище на Банковой, палатки, митингующие стаскивают к Дому профсоюзов шины и запасаются булыжником - орудием пролетариата. Подразделения внутренних войск "Ягуар" уже оцепили администрацию президента и выставляют щиты по периметру Майдана. Начинаются долгие дни противостояния. Еще далеко до Небесной сотни и погибших под пулями митингующих, еще некому задавать вопросы "Кто стрелял?" и "За что?». Еще не бежит из своей резиденции испуганный президент Украины Виктор Янукович. А просто висят над Киевом серые низкие тучи и тоскливо тянутся долгие, предзимние дни.

В спальном районе "Позняки", рядом с комфортабельными высотками, где снимают квартиру мои друзья, - трущобы. Местный пейзаж обязательно включает в себя козу на газоне, а ранним утром жителей будит голосистый петух с фермы. Здесь ее называют "Яма". Отсюда до центра - 30 минут. В маникюрном салоне, что рядом, происходящее в центре не обсуждают - главный вопрос дня: крепить ли стразы на ногти очередной клиентке или красный лак самодостаточен. Решают пустить стразы в ход. "Дорохо-бахато", приговаривает мастер, характерно проглатывая "г" и щедро посыпая ноготь клиентки блестками.

Тем временем на Майдане уже решают, стоит ли ставить в центре палаточного городка свиноферму. Потому что в ноябре митингующим голодно и холодно. Все местные урны переоборудованы в уличные камины. На Крещатике фантик от конфеты не выбросишь - урны сорваны с мест и перенесены поближе к палаткам. В ход идет любое топливо, включая картонные коробки из дорогого подземного центра "Глобус". К слову, коробки "Луи Вуитон" горят так же ярко, как картон обувной фабрики "Барвинок". Воздух полон дыма, щиплет глаза.

Первыми на революционеров, к слову, реагируют именно в "Глобусе" - платные туалеты самого центрового магазина закрываются, не выдерживая наплыва не слишком аккуратных посетителей. Однако пламенеющие сердцем за независимость и "европейскость" с легкостью выбивают двери. Как будто осознав нешуточные намерения толпы, в торговом центре закрывается большинство бутиков. По пустым коридорам летают обрывки газет и обертки от гамбургеров. Грядет запустение. В кафе у главной площади, откуда передаю в редакцию новости, - перебои с беспроводным интернетом. "У нас теперь всегда так", - говорит официант. У огромных окон, на подоконниках сидят в ряд митингующие и ловят wi-fi, чтобы написать мамам, что "живы-здоровы" и "домой-пока-не-хочу-ну-мам". Впрочем, их мамы не ошибаются, когда думают, что здесь будет опасно.

56-летний Мыкола, житель Збруча, приехал на Майдан поддержать демократию. На мой вопрос: "Что же такое демократия?" отвечает без запинки: "Могу в Европу ездить без шенгена". Нужен заработок, понятное дело. На удостоверение российской прессы с провокационным для местных названием "Вечерняя Москва" реагирует спокойно. Немного оттаяв, мужчина добавляет: "А вы из Москвы? У меня сестра там, на заработках. Вообще, я не против Москвы. Просто в Европу ближе ехать".

Дни идут за днями и ноябрь плавно перетекает в декабрь. На сцене в центре площади выступают какие-то политики. Женщина с косой, Юлия Тимошенко, еще в тюрьме - до ее освобождения и выступления на шпильках в инвалидной коляске - два месяца. Со сцены пока вещает Арсений Яценюк про "кулю в лоб" и получает соответствующую кличку "Кулявлоба". Митингующие активно поддерживают выступающих, скандируют какие-то "кричалки", периодически разбавляя их националистическим "москаляку на гиляку". Слухи про российские войска, стоящие где-то у Киева, будоражат молодежь. Всегда находится кто-то, кто их видел или знает человека, который уж точно видел и "брэхать-нэ-будэ". Правда, никаких фактических подтверждений тому нет. Слухи обильно подогревает пресса.

В эти первые дни украинской зимы кажется, что все еще обойдется - без жертв, без крови, без убийств. Потому что еще не сказаны братоненавистные слова. Не совершены непоправимые поступки. Но уже безмерно удивляет возникающая вспышками, как по заказу, "не-любовь" к русским. Поиск внешнего врага, как всегда - топливо революции, и может возбудить любую толпу. Бессовестный трюк. Но работает хорошо, и все оправдывает.

"Я вижу слишком много освободителей, я не вижу свободных людей", - Александр Иванович Герцен не мог написать эти слова о Майдане. Но ведь как будто бы и о нем.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.