Суррогатное материнство: запретить или регулировать?
Быть или не быть суррогатным матерям? Пока законодатели готовятся принять решение, общественники и лица уполномоченные бросились комментировать. Сами вдохновители инициативы на государственном уровне запретить вынашивание ребёнка под заказ сравнивают суррогатное материнство с проституцией. Два других аргумента: развивающийся в стране «репродуктивный туризм» – мол, повадились к нам кто ни попадя за живыми инкубаторами – и аморальность по отношению к детям, которые теряют внутреннюю связь с биологической матерью.
Противники запрета – а их большинство – давят на свободу выбора и риск ухода услуги «в тень». Говорят: коммерческие клиники, которые специализируются на «производстве суррогатов», наплюют на букву закона и продолжат «делать детей» на заказ. Потому что риск оправдает размер гонорара за оказанную услугу. По той же причине и среди женщин обязательно найдутся те, что не откажутся выносить и родить чужого ребёнка.
Порядок цен в столице сейчас таков: ежемесячное пособие для роженицы от 150 тысяч рублей во время беременности и выплата за оказанную услугу – от 1,5 миллиона. Разумеется, заработок самих клиник, обеспечивающих родителей-заказчиков мамашами-инкубаторами в разы больше. А станет услуга вне закона, цифры подскочат до неприличных величин. И, пожалуй, это единственное изменение, которое стоит ожидать, если закон-запрет вступит в силу.
Несмотря на мораль и разговоры про травмирование детей, на категорическую позицию РПЦ, представители которой делают громкие заявления об отказе крестить малышей, рождённых суррогатными матерями, запрещать услугу нет никакого смысла. Другое дело – регулировать. Чтобы не бояться хотя бы, что за живыми инкубаторами в Москву повалят нетрадиционные иностранцы, государство должно не запрещать, а контролировать. Прописать в законе все нормы и пусть себе, кто хочет, рожает детей на заказ.
С другой стороны, скажем прямо, услуга эта не из тех, что можно назвать массовой. У нас ею разве что возрастные звёзды «балуются». Для простого смертного суррогатное материнство – что-то далёкое, из телевизионных сюжетов про Пугачеву, Галкина и Киркорова. Вечером посмотреть, поохать, в экран поплевать и забыть. Была бы охота писать закон для избранных.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции