Молодые хотят на пенсию
Экономическую привлекательность этой не первый год рассматриваемой идеи оценят эксперты. А граждане высказали свою точку зрения в социологическом опросе, проведенном Службой исследований HeadHunter. По мнению 53 процентов опрошенных нынешние условия выхода на заслуженный отдых оптимальны - для мужчин в 60 лет, для женщин – в 55. Удивляться такому результату, наверное, не стоит. Уставшие от перемен и экономических встрясок россияне вновь проголосовали за стабильность. Поднять пенсионную планку готовы лишь 6 процентов респондентов.
Но не обошлось и без парадоксов. 35 процентов граждан страны выразили мнение, что пенсионный возраст, напротив, нужно снизить. Причем, такую позицию в подавляющем большинстве высказали граждане в возрасте от 18 до 25 лет (51 процент). Они считают, что мужчины могут прекратить свою рабочую деятельность и отправиться пожинать ее плоды в виде пенсии, льгот и прочих преференций уже к 54 годам, а женщины, понятно, и того раньше – в 50. То есть реально желающих трудиться на благо общества и государственного процветания среди, как часто заявляют с высоких трибун, амбициозных молодых людей в нашей стране ровно минус половина от их общего числа.
Видимо, глядя на настроения своих, только планирующих или начинающих строить карьеру отпрысков, 71 процент респондентов старше 45 лет оптимальным назвали существующие ныне сроки выхода на пенсию. Не удивлюсь, если в этой возрастной категории больше окажется тех, кто не слишком переживает по поводу повышения планки. Особенно в Москве, где идею правительства поддерживают девять процентов опрошенных, что больше, чем во многих регионах страны. Здесь, как показывает статистика, желающих досрочно уйти на заслуженный отдых не слишком много.
Другой вопрос, что найти работу представителям старшего поколения по-прежнему сложно. Причем не только тем, кто уже пенсионер. 45 лет в анкете соискателя для работодателей – табу и повод отказать в приеме на ту или иную должность. Дорогу в профессии нужно молодым расчищать. В том числе и тем, кто мечтает, как выяснилось, завершить трудовой путь уже лет в пятьдесят.
Между тем, все больше пожилых москвичей с каждым годом предпочитают активный образ жизни. Конечно, этому способствует мощнейшая поддержка со стороны столичных властей, и в первую очередь серьезная программа «Московское долголетие». Но предложение, как известно, всегда ориентируется на спрос. И проект этот создан в ответ на потребность огромной армии пенсионеров, которые и в свои 70, а то и 80 лет не хотят сидеть на лавочках, прозябать в одиночестве, а быть в курсе общественной жизни, путешествовать, учиться чему-то новому, а коли силы позволяют, то и работать.
…Примерив на себя гипотетический выход на пенсию в пятьдесят лет, ужаснулась - да уже, получается, пора! Оглянулась на подруг, друзей, коллег и соседей, недавно перешагнувших, не побоюсь этого слова полувековой рубеж: в самом соку, на пике творческой, трудовой активности. Пашут самозабвенно и пытаются научить любить работу, свое дело молодых коллег.
Сидеть на лавочке я точно не готова. Но и петь в хоре, осваивать дыхательные гимнастики, вязать, вышивать, изучать иностранные языки, если вдруг захочу, вполне успею в выходные, после работы или... после лет 70-ти, в рамках той же программы «Московское долголетие», например.
Так, может, вопрос повышения пенсионного возраста не столько экономический, сколь социальный? Согласитесь, дело-то не в том, когда тебя официально признают пенсионером, а во сколько лет ты сам вдруг почувствуешь себя стариком. Кто-то, как видим, и в 18 к этому морально готов. А многие – нет. Ведь возраст – не состояние души. Это всего лишь цифры, проставленные в паспорте.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции