Там, где нет тепла, ничего и не вырастет

Общество

На днях были опубликованы результаты исследования, согласно которым только 28 процентов детей любят школу. Еще год назад этот показатель был выше - 35 процентов.

Причин такой статистики, на мой взгляд, несколько. Из-за постоянно растущей школьной нагрузки (особенно у учеников начальной и старшей школы) наши дети сейчас находятся в постоянном стрессе, это подтверждают многочисленные исследователи физиологов и гигиенистов. Ведь увеличилось не только число предметов в школьном курсе, но и количество заданного на дом перекрывает все мыслимые пределы – объем «домашки» вырос многократно . Некоторые дети сидят за уроками до 10-11 вечера, и это не предел. Добавьте к этому проектную деятельность (вещь очень полезную, но она тоже съедает массу внеклассного времени), дополнительное образование в виде кружков, секций и репетиторов, время, уходящее на транспорт, - и вы поймете, что сейчас в условиях большого города дети тратят свои силы много еще на что, кроме уроков. И из-за этой тотальной перегруженности дети поневоле (иногда даже бессознательно) начинают чувствовать к школе неприязнь.

Второй момент – из школы ушла душевность, она перестала быть для детей вторым домом, как это было еще 20-30 лет назад, в пору нашего советского детства. Даже сам приход в здание – сквозь железные рамки и охрану – вызывает больше ассоциаций с режимным предприятием, нежели с чем-то комфортным и располагающим. Конечно, я понимаю, что безопасность - превыше всего, и я обеими руками голосую за нее, но ощущению уюта все это, согласитесь, не способствует.

Там, где нет тепла, ничего и не вырастетНа фото: Коларж Макар и Ахунов Фарух / Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Третья причина – в посыле, который идет от учителя. У педагогов сильно прибавилось бумажной нагрузки, и на то, чтобы тратить на детей еще и душевное тепло, у многих просто не хватает ресурса. Учителя, к сожалению, тоже люди, они тоже выгорают и устают, им тоже нужно время для отдыха, а его нет. Но из-за этого недополученного тепла дети воспринимают значимого для себя взрослого как холодного и отчужденного человека, и это тоже не добавляет комфорта.

В школе, где есть свои добрые традиции и уклад, где педагоги понимают, что они занимаются не только обучением, но и воспитанием, где действительно о детях думают как о Детях, а не о единицах, способствующих (или препятствующих) поднятию рейтинга заведения, где к каждому относятся как к личности, к каждому ищут индивидуальный подход - там ученики чувствуют себя тепло и уютно.
Конечно, мы все сейчас находимся в поисках того идеально варианта, который бы удовлетворил всех – и государство, и родителей, и педагогов, и учеников. Но можно ведь начать с малого – того, что не требует затрат – доброжелательного отношения. Если в школе учителя начнут детям улыбаться, дети начнут улыбаться в ответ. И, поверьте, от этого всем станет легче и проще жить. Мне кажется, школа тоже должна на себя критически посмотреть. В школе должно быть тепло. Ведь там, где тепла нет, ничего и не вырастет.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news