За одной едой никто не поедет
Главная проблема, связанная с инициативой развития в России в целом и в столице в частности гастрономического туризма, — своеобразная путаница понятий. В классическом понимании гастрономический туризм — это приезд куда-то с целью сходить, например, в мишленовский ресторан или попробовать какое-то особенное блюдо. Это может быть сезонный приезд в ноябре на молодое вино Божоле в одноименный французский регион. В общем, это туризм, привязанный к определенной еде или напитку.
А в нашем понимании гастрономический туризм — это приезд в какое-то место, где мы, помимо всего прочего, еще что-то попробуем на вкус. Это путешествие не для того, чтобы поесть, а для того, чтобы дополнить свои ощущения и впечатления о месте пребывания еще какими-то гастрономическими удовольствиями.
С этой точки зрения он у нас уже вполне успешно и активно развивается. А с точки зрения классического гастрономического туризма по предлагаемому определению Всемирной туристической организации (то, о чем я говорила выше) — не развивается.
Однако в качестве одной из общих составляющих развивать гастрономический туризм в России и в Москве можно и, более того, даже нужно. Мишленовские рестораны — это тема, известные шеф-повара — это тема, округ Абрау-Дюрсо с его винами — это тоже тема. На всем на этом можно сделать себе качественное и узнаваемое имя. Можно вялить мясо оленей, делать скоблянку на Севере... Но давайте будем честными — пока всего этого нет. Относятся к таким сугубо региональным изыскам у нас без должной серьезности.
При этом все, что касается гастрономических впечатлений от места пребывания, развивается активно. И это правильно! Ведь каждый из нас так или иначе в душе обычный турист. И каждый из нас, когда рассказывает о том, где он был, как правило, вспоминает, что он еще попробовал. Даже если это просто банальный хлеб — это все равно впечатление.
Москва делает правильно. Должно быть то, о чем потом каждому захочется рассказать друзьям, знакомым, близким. Желательно, чтобы это не были блины, сушки, пряники или иван-чай, потому что это есть во всех регионах страны. У столицы должно быть что-то свое. Вот придумали торт «Москва». Можно спорить по поводу вкуса и оформления, тут всем не угодишь. Но ведь сама идея сработала! Торт пробуют, его целенаправленно покупают, его привозят в подарок! В этом русле, на мой взгляд, и надо развиваться.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Русская кухня поднимет туризм
Александр Филин, создатель и руководитель Гильдии шеф-поваров и кондитеров России:
— Наконец можно с уверенностью сказать, что пришло то время, когда Москва действительно справится с почетной должностью гастрономического центра. Несколько лет назад было сложно представить, чтобы к нам приезжали с целью попробовать национальную кухню. (далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции