Уходят титаны
Хорошо помню один из зимних вечеров, когда мы сидели у него дома, в небольшой квартирке рядом с метро «Маяковская». И он рассказал байку: «Представляешь, подхожу на днях к прилавку, а там два подвыпивших бугая добирают пива. Один поворачивается и, тыча в меня пальцем, шепчет другому: «Лесной олень! Лесной олень!!!». Тот, ничего не понимая, спрашивает: «Ты что, испугался?». Первый снова шепчет: «Да ты что? Это ж «Прекрасное далеко». До второго что-то медленно стало доходить, он повернулся и со словом «Круто!» бросился жать мне руку».
Таких «минут славы» было в его жизни множество. Хотя некоторые его песни, ставшие потом хитами, воспринимались не сразу и не всеми. Например, его большой друг, режиссер Бромберг, впервые услышав песню «Крылатые качели», написанную к его же фильму «Приключения Электроника», угрюмо вышел на Тверскую и искренне назвал творчество своего кореша Крылатова полным дерьмом. А потом весьма прямолинейно «мАтивировал» свое мнение, заунывно протянув: «Ну что это за крыла-а-а-а-тые каче-е-е-ли?». Бромберг мечтал о динамичной песне, которую будут петь во всех ресторанах страны. Друзья с горя завернули в «Пекин», выпили коньяка, закусив... воблой. С тех пор Крылатов взял за правило периодически звонить Бромбергу то из армянского ресторана, то из грузинского, чтобы дать своему другу, так сказать, в режиме прямого эфира послушать, как страна поет в ресторанах его «Крылатые качели».
Евгений Павлович был энциклопедически подкованным человеком во всем, что касалось культуры. За его столом в той же квартирке сиживали Ахмадулина, Евтушенко, Пляцковский, Резник, Энтин... И с каждым он находил о чем поговорить. Не говоря об Андрее Миронове, Александре Абдулове, Николае Караченцове, Олеге Табакове, Армене Джигарханяне, которые в той же квартире за стоящим в углу инструментом репетировали его песни.
Композитор Крылатов считал, что прожил свою жизнь очень счастливо, хотя на его долю выпало немало испытаний. Детство и юность прошли в рабочем районе Перми, где на заводе работали его отец и мама. Вспоминал он воду, которую в детстве приходилось таскать коромыслом, и поленницу дров во дворе дома на Урале, которую собирал. Вспоминал войну (в 1941 году ему исполнилось лишь 7 лет) и послевоенное скудное питание — картошку и засоленную капусту в бочках. Всегда с любовью отзывался о матери — источнике его вдохновения, которая, к сожалению, рано ушла из жизни, и об отце — «ярком представителе класса гегемонов», отличавшемся необыкновенной музыкальностью. Вспоминал он и год, когда, приехав в Москву, поступил безо всякого блата сразу на два факультета Московской консерватории. С благодарностью рассказывал о своих учителях и Тихоне Николаевиче Хренникове, который помог ему обосноваться в Тушине, а также о своем друге Александре Зацепине, который очень активно внедрял персону Крылатова в кино. 160 картин и анимационных фильмов — таков результат этих усилий.
Уходят из жизни титаны. Евгений Крылатов с грустью говорил о том, что «песни нашего поколения композиторов знают, а имена, как и лица, постепенно исчезают в небытие...». Это не совсем верно. Дети новых поколений каждый раз будут улыбаться, когда услышат колыбельную Медведицы из мультфильма «Умка» или песенку к мультику «Дед Мороз и лето». На семейных застольях кто-нибудь затянет «Три белых коня», «Кабы не было зимы» или «Шпаги звон как звон бокалов...». А музыка к фильмам «Достояние республики», «Русалочка», «Ох уж эта Настя!», «И это все о нем», «Приключения Электроника», «Чародеи» обязательно напомнит нам о нем — выдающемся русском композиторе Евгении Павловиче Крылатове.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции