Деградация образования? Нет, не деградация
Но могу привести частный пример: в прошлом году Россия за счет экспорта компьютерного софта получила девять миллиардов долларов. Возникает вопрос: а кто это создал? Наши программисты активно отъезжают за рубеж, и перед страной уже стоит вопрос, как этот отток остановить. Так что, на мой взгляд, говорить нужно не об уровне подготовки специалистов, а о востребованности.
Второй важный момент — структура образования. Подготовка профессий сильно отстала от потребностей рынка, от новых технологий, от того уклада, который будет господствовать в ближайшее время. Молодежь, которая поступает сегодня, приступит к работе через пять–шесть лет. А с планированием образования, с сопряженностью структуры подготовки со структурой рынка труда у нас большие проблемы.
Причем это не столько вина Министерства образования, сколько следствие отсутствия у нас привычки составления долгосрочного прогноза, формирования баланса изменений на рынке труда. Мы попросту не отслеживаем, какие профессии будут востребованы, а какие вообще уйдут.
И это серьезнейший промах. Новая, четвертая, индустриальная революция уже в дверях. В известном смысле слова это такой вызов, который, требуя ответа, будет вытягивать систему высшего образования на те рубежи, которые соответствуют экономическим, технологическим и многим другим потребностям.
И, наконец, последний риск состоит в явном недофинансировании системы образования в рамках национальных проектов. Из всего этого объема госфинансов на образование вот уже почти шесть лет выделяется чуть меньше трех процентов. Это серьезный вопрос, который требует соответствующего бюджетного маневра. Средства должны перераспределяться в пользу человеческого капитала, прежде всего, здравоохранения и образования. Пока, к сожалению, этого маневра я не вижу.
На мой субъективный взгляд, речь идет не о деградации образования, а о длительной его стагнации, об отставании от требований времени и экономики. И если мы хотим быть конкурентоспособными, с этими очевидными проблемами нам придется разбираться достаточно быстро.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции