Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Будь в форме

Общество
Соколов-Митрич.
Соколов-Митрич. / Фото: «Вечерняя Москва»
Пока мы тут на просторах фейсбука проливаем кровь за отечество, проклятые ретрограды подкрались с тыла. В страну возвращается школьная форма. Вы еще не заметили?

Сначала идеологически окривели отдельные школы, потом города, затем целые регионы. Зомбированные учителя, родители и даже сами ученики вдруг стали высказываться в том духе, что ничего плохого в школьной форме они разглядеть не могут. А под Новый год даже министр образования Дмитрий Ливанов набрался смелости и заявил, что его ведомство будет активно продвигать идею единого школьного обмундирования для всей России. Правда, при этом он уточнил, что общими будут только стандарты, а уж каждый регион сможет доработать их в соответствии со своими традициями и творческими фантазиями.

Инстинкт свободомыслия настойчиво требует и дальше ерничать по этому поводу, потому что не любить школьную форму — это прогрессивно. Я прекрасно помню, как 20 лет назад, когда ее отменяли, это было событие того же ряда, что переименование улиц и низвержения памятника Дзержинскому. Но за то время, которое прошло с тех пор, лично мне стало ясно: возможность ходить в школу в чем заблагорассудится — это гораздо большее насилие над личностью, нежели необходимость каждый день надевать темно-синий пиджак или коричневое платьице с белым фартуком.

Про социальное расслоение и разорение на этой почве родительских кошельков не сказал еще только ленивый, но я попробую эту тему развить. Превращая школу в выставку семейных материальных достижений, мы награждаем целым букетом комплексов как бедных детей, так и богатых. Причем вторым вредим даже больше. Ребенок из малообеспеченной семьи, по крайней мере, получает шанс, стиснув зубы, самоутверждаться за счет ума и таланта. А что приобретает юный мажорчик, который идет в школу демонстрировать новую обновку или гаджет? Боюсь, что тут слово надо давать не журналисту, а психиатру.

Побочным эффектом превращения школы в дом мод является, как ни странно, воспитание дурного вкуса — причем именно в одежде. Единый учебный мундир можно ругать за что угодно, но только не за вульгарность. Его все-таки разрабатывают профессиональные модельеры, утверждает целая комиссия более-менее разумных людей, а потом еще судит общественность. Что же касается чадолюбивых родителей, то большинство из них одевать не умеют ни себя, ни родных и близких. А уж когда подрастает само дите и начинает облачаться в соответствии со своими пубертатными представлениями о прекрасном, то это и вовсе караул.

Теперь по поводу уравниловки, которую школьная форма якобы внедряет в процесс воспитания. Среди многочисленных вывихов нашего общественного сознания, один из самых удивительных заключается в том, что мы так и не научились различать индивидуализм и свободу личности. Индивидуализм — это, если кто еще не понял, тупик, тюрьма, ловушка, в котором человеку остается только сгнить заживо. А свобода личности — это прежде всего свобода ее развивать, но разве можно растить в себе личность в гордом одиночестве? Здоровая личность — результат умения жить и действовать в команде, и первой такой командой для ребенка становится его класс, его школа. А любой команде нужны знаки отличия. Это тонизирует, дисциплинирует, стимулирует чувство ответственности за общий результат. Пожалуй, единственное, в чем я не согласен с министром образования — это что форма должна быть единой для всего региона. Пусть лучше будет у каждой школы своя. Иначе командный эффект пропадет, «знак отличия» превратится в такой же фон существования, как асфальт на дорогах или пасмурное небо над головой.

Ну, и мой последний аргумент — немного эгоистический. Я был во многих странах мира. В одних практикуется школьная форма, в других — не очень. Так вот, в тех, где она практикуется - Япония, Куба, Англия — есть что-то особенное. Какое-то дополнительное ощущение стабильности. Когда ты дважды в день идентифицируешь стайки веселых детей, которые идут в школу или возвращаются домой, это действует умиротворяюще, как прилив и отлив на берегу океана. Для того, чтобы уверенно смотреть в будущее, человеку нужно хотя бы раз в день видеть, что в этом будущем есть кому жить. Это своего рода ежедневная демонстрация социальной гармонии, которую мы все чувствуем: земля вертится, птицы поют, дети идут в школу, жизнь прекрасна.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.