Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Воздушная тревога!

Город
Соколов-Митрич.
Соколов-Митрич. / Фото: «Вечерняя Москва»
О катастрофическом положении ЖКХ опять заговорили на самом высоком уровне. Год назад говорили, три года назад говорили, пять, десять, пятнадцать — и вот заговорили снова. Через год опять заговорят и через шесть заговорят и через восемь с половиной. Уверен, что мои внуки еще этих разговоров наслушаются — если к тому времени в стране вообще останется ЖКХ.

Я думаю, дело вот в чем. Чтобы разговоры стали действиями, наш «самый высокий уровень» надо как-то шокировать. У нас же национальное сознание — мобилизационное. Можно сколько угодно произносить слово «катастрофа», но пока эта катастрофа не покажет воочию свое страшное мурло, «самый высокий уровень» не перекрестится.

В этой колонке я попробую это самое мурло показать. Но сначала — немного точных цифр и здравого смысла.

По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, общий износ коммунальной инфраструктуры в стране превышает 65%. Ежегодный темп износа сетей составляет 3%. Количество утечек за последнее десятилетие, если верить Росстату, увеличилось в полтора раза, а если не верить — еще вдвое (так считают независимые эксперты). Иными словами, процесс распада ЖКХ в России приобретает необратимый характер. Через 10-12 лет горячая вода, централизованное отопление и канализация станут удовольствием для немногих больших городов.

При этом, только с 2008 по 2011 год российские управляющие компании (частные) истратили на ремонт сетей 60 миллиардов рублей (государственных). Истратили фактически впустую. По бумажкам все более-менее прилично, но количество протечек и аварий меньше не стало. Иначе и быть не может. Бесплатные деньги эффективно не тратятся никогда. Можно и дальше вливать в ЖКХ миллиарды рублей — при отсутствии у коммунальщиков ответственности за окупаемость инвестиций, они и дальше буду эти деньги просто проедать: зарывать в землю железные трубы, вместо полимерных, закупать дешевые насосы по ценам дорогих, героически бороться с авариями и бесконечно клянчить повышения тарифов.

При этом реанимация отечественной коммуналки уже давно требует не миллиардов, а триллионов рублей. В бюджете таких денег нет, но если использовать финансовую потенцию государства как рычаг (например, дотировать проценты по кредитам), то можно добиться от банков нормальных условий кредитования, а там, глядишь, и инвесторы подтянутся. Но для самих коммунальщиков деньги обязательно должны быть возвратными — только тогда управляющие компании будут закупать правильные трубы, оборудование, приборы учета. Потому что каждая протечка будет их бить по собственному карману, а это никогда никому не нравилось.

Ну а теперь - обещанное мурло.

- Саратову не повезло. Его немцы не захватывали и даже не бомбили, - говорит мне бывший главный архитектор города Владимир Вирич. Пока я проверяю, все ли в порядке у меня со слухом, он продолжает: - Вот Волгоград стерли с лица земли, зато после войны туда вложили уйму денег, расширили улицы, обновили коммунальные сети, они до сих пор более-менее в приличном виде. А у нас все осталось как есть, мы так и штопаем коммуникации, заложенные еще в начале прошлого века.

Этими словами можно было бы характеризовать исключительно личность самого товарища Вирича, если бы те же самые мысли мне не озвучили другие влиятельные жители Саратова — крупнейшие предприниматели, чиновники, вплоть до мэра города. С тех пор вопрос про немецко-фашистских захватчиков я при случае задаю разным ответственным лицам в городах, оказавшихся 70 лет назад по разные стороны от линии фронта. И слишком часто натыкаюсь на возбужденное взаимопонимание. Претензия к немцам стала в уцелевших населенных пунктах уже неким общим местом: дескать недоработали, проклятые — что им, снарядов жалко было, что ли. Последний раз жалобы на дойче зольдатен мне пришлось выслушивать пару месяцев назад в кабинете одного из вице-губернаторов Калужской области:

- Наш город — купеческий, прагматичный. Когда немцы пришли, местные жители их нормально встретили, нашли общий язык. Поэтому здесь особых разрушений не было — от этого теперь и страдаем. То ли дело Минск или Орел — их фашисты оставили в руинах, зато теперь там широкие улицы, трубы текут не так часто, быть чиновником намного проще.

Если вас еще не проняло, то повторяю прямым текстом: наши местные элиты уже потихоньку сожалеют, что немцы недобомбили их города. Местным элитам кажется, что война — единственный способ навести порядок в отечественном ЖКХ. И местные элиты, похоже, правы. Лично я тоже не вижу другой непреодолимой силы, которая способна преобразовать модные  разговоры о модернизации в скучные, эффективные действия.

Как вам такое мурло? Не стыдно? Не страшно?

Прямо смотреть! Глаза не отводить!

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.