Вселенский учитель Церкви
Будущий архиерей родился в христианской семье землевладельца Понтийской провинции (области) в Малой Азии (территория современной Турции) между 329-м и 331-м годами нашей эры. Семья Святителя дала христианскому миру едва ли не самое большое число православных святых, среди которых также следует отметить младшего брата Василия Великого святителя Григория Нисского.
Около 15 лет от роду Василия отправили в училище Кесарии Каппадокийской. По некоторым данным, здесь он познакомился со своим близким другом, будущим святителем, Григорием Богословом. Для продолжения образования спустя два года Василий переехал в Константинополь. Позже, около 350 года, будучи уже известным оратором, он перебрался в афинскую «школу» Проэресия, где его жизненный путь вновь пересёкся с Григорием. Полученное в Афинах образование подвигло молодых философов посвятить себя Христианству, результатом чего стало Крещение будущего Святителя в возрасте 27 лет и отшельническая жизнь друзей на родине первого.
В 362-364 годах Василий, будучи помощником Кесарийского епископа, был рукоположен во пресвитера. В этот период впервые проявились выдающиеся качества проповедника, что в условиях социально-экономического кризиса, охватившего в те годы эти земли, зарекомендовало его как будущего преемника кесарийского архиерея. После кончины последнего (370 год) Василий сподобился поставления на означенную кафедру. Управление Святителем Кесарийской епархией совпало со временем распространения различных ересей и поддержки государственной власти арианства (учения, ложно утверждавшего сотворённую природу второго лица Пресвятой Троицы Бога-Сына), что требовало чрезвычайных пастырских усилий. Опуская в нашем кратком повествовании описание церковных перипетий служения святителя Василия, коснемся вкратце лишь его широкой общественной деятельности. На личные средства и пожертвования им был основан и функционировал, как теперь бы его назвали, «социальный» центр «Василиада».
Это заведение включало больницу и, по некоторым данным, лепрозорий, а также приют для малоимущих и «странников». Благотворительность Святителя стала примером для соседних городов, где по его примеру создавались такие же «богоугодные» заведения. Кончина святителя Василия произошла на девятом году епископства, около 379 года.
Богословское наследие Святителя невозможно переоценить. Традиционно его подразделяют на догматические, экзегетические, экклезиологические, эсхатологические, аскетические и эпистолярные произведения. Наконец, его авторству традиционно приписывают текст Божественной Литургии, совершаемой в строго определённые дни церковного года: день памяти Василия Великого, навечерия Рождества и Крещения Христова, 1-5 воскресения Великого поста, а также на Страстной седмице в Великие четверг и субботу.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции