Канны испугались русского «Левиафана»
Но жюри фестиваля пришло к иному решению: лучшей картиной была признана наполненная длинными диалогами 3,5-часовая «Зимняя спячка» именитого турецкого режиссера Нури Бильге Джейлан, «пропитанная» Чеховскими мотивами. «Левиафан» же был удостоен приза за лучший сценарий. Казалось бы, награда (пусть и не высшая) нашла своего героя, и на обсуждении результатов киносмотра можно было бы ставить точку – но здесь как нельзя лучше подходит многоточие…
Долгое время ни одна русская кинолента, участвующая в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, не была так близка к тому, чтобы получить высшую награду смотра. «Золотой» успех «Левиафана», в основе которого лежит библейский сюжет, мог бы стать первым после длительного «молчания» кинематографическим успехом России в Каннах – единственным российским полнометражным фильмом, получившим золотую ветвь, была лента советского режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли» в далеком 1958 году.
О большой вероятности победы «Левиафана» также свидетельствовал тот факт, что Европа хорошо знакома с работами Андрея Звягинцева: в его копилке есть такие награды европейских киносмотров, как «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля, награда «CinemAvvenire» Венецианского кинофестиваля за лучший дебютный фильм, приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале. Разговоры о высоких шансах на победу «Левиафана» участились после того, как появилось расписание показов фильмов – ленту российского режиссера показывали в последний день смотра: считается, что самые сильные картины организаторы фестиваля специально оставляют на финал.
Кстати, именно «Левиафан» был чуть ли не главной интригой Каннского кинофестиваля, после долгожданного показа которого кинокритики сошлись в одном – это действительно мощная заявка на победу. История о бизнесмене Николае, который проживает в безымянном городке на берегу Баренцева моря, и отчаянно пытается бороться с произволом местной власти, пришлась по вкусу многим. Ведь показанные в картине события могли произойти в любом уголке мира. Звягинцев в своей картине дает наиболее полную картину нынешней русской действительности. Он не боится показывать «красоту» жизни своих героев: здесь и пьянство, и преступность, и коррупция, и борьба человека с государством. После показа картины европейская пресса пестрила хвалебными рецензиями на фильм. Например, английская газета «The Guardian» назвала картину «новым русским шедевром» и одним из главных претендентов на золотую пальмовую ветвь. Так что же, выходит, Канн – наш?
Однако пытаться предсказать итог фестиваля – все равно, что гадать на ромашке, особенно если учитывать тот факт, что в этом году жюри конкурса возглавляла отличающаяся феминистическими взглядами новозеландский режиссер Джейн Кэмпион (единственная женщина-режиссер, получившая высшую награду киносмотра – за драму «Пианино»). В результате единственными, кто со своими прогнозами относительно обладателя золотой ветви попал в яблочко, оказались букмекеры – ставка 5/1 в пользу турецкой «Зимней спячки» («Левиафан» - 12/1).
Не стоит забывать про еще один, не менее важный аспект, который зачастую является для жюри более весомым, чем художественная составляющая той или иной работы – политический. Можно много говорить о том, что картине Звягинцева не присудили золотую ветвь именно в связи с известными событиями. Тогда как в таком случае объяснить другое удивительное для многих решение: награду за лучшую женскую роль пророчили Морион Котийар (за роль в картине братьев Дарденн «Два дня, одна ночь»), а жюри вручило приз Джулианне Мур, сыгравшей в картине Дэвида Кроненберга «Звездная карта»…
Может, вместо того, чтобы искать везде следы всемирного заговора, стоит просто порадоваться за успех нашего соотечественника? Тем более, что распределение наград – дело не первой важности. Главное другое: «Левиафан» хорошо принят публикой. Причем, как признался сам режиссер, он даже не рассчитывал на такую поддержку. Известно, что права на прокат этой картины уже проданы в Европу и Америку. Что касается показа фильма в России, то ожидается, что российский зритель сможет увидеть эту ленту в сентябре 2014 года. Но есть одно но: картина изобилует нецензурной лексикой – так что она может попасть под закон о запрете неформальной лексики в СМИ и художественных произведениях. Однако вполне возможно, что «Левиафана», снятого при господдержке (около 35 процентов бюджета картины – это деньги Минкульта и Фонда кино), оставят в первозданном виде – таком, в каком его испугались Канны.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции