Главное
Эксклюзивы
Карта событий
Смотреть карту

Бубны-козыри: убийство классики

Развлечения
Бубны-козыри: убийство классики
/ Фото: «Вечерняя Москва»
5 февраля 1912 года открылась первая выставка «Бубнового валета». Если придерживаться официальной версии, эта группа московских художников совершила переворот в русской классической живописи. А по существу, она ее просто убила.

Имена преступников украшают пантеон русского авангарда: Илья Машков, Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов. Даже название для своего объединения они взяли уголовное: в то время бубновыми валетами звали каторжников и карточных шулеров. Этим бунтарям казалось, что старое искусство мертво. Мертвы академики, в сотый раз живописующие античные сюжеты.

Мертвы передвижники с их надоевшим бытовыми сценами, написанными темными красками. Мертвы даже недавние новаторы – импрессионисты и символисты, чуть расшевелившие салонно-академическое болото и тем себя исчерпавшие. «Бубновые» жаждали крови предшественников. И они провозгласили: сюжета в живописи больше нет, и форма тоже не важна, а есть только цвет, ликующий и безумный, как сон сумасшедшего.

Так в наше искусство вошел эпатаж. Ах, какие женщины блистали на их картинах! Вместо пикантных ню, томных очаровательных головок и идеальной красоты – неуклюжие рыхлые бабы, кожа которых переливалась всеми цветами радуги. Чтобы выглядело понатуральней, Машков даже красил своих натурщиц. Вдоволь поиздевавшись над женским телом, художники воспели мужское, что по тем временам было, мягко говоря, непривычно. А натюрморты! Забудьте тщательно продуманные композиции – и получите груды одинаковых овощей, как на развале. Будто это маляры оформляли уличные вывески.

Признанные мастера плевались, журналисты упражнялись в остроумии, описывая «забубенные» шедевры. «Отвратительно!» - брезгливо морщилась публика, но шла и шла на Воздвиженку, где в залах Экономического общества Московского военного округа щедро раздавали пощечины ее вкусам. Многие тысячи посетителей, больше двадцати купленных картин с «безумной» выставки...

Не будем слишком гордиться: наши «валетовцы» ничего не придумали, они просто шли за французами, за Матиссом, Сезанном и Пикассо, пополняя иностранный легион кубистов и диких фовистов. Но вопрос первенства их, кажется, не особо волновал. «Бубновые» так убежденно жгли свои холсты кобальтом и киноварью, что в конце концов сожгли и российские художественные традиции, и устоявшиеся представления публики об искусстве.

И сейчас, когда художник вдруг надевает ошейник и громко лает, придуриваясь цепным псом, или рубит топором иконы, или, обнажившись на Красной площади, гвоздями приколачивает к брусчатке свои гениталии, уместно вспомнить эпатажных бунтарей «Бубнового валета». После них русское искусство уже не могло быть прежним. Ведь классика слишком пресна и скучна, а люди подсели на острое и жареное.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты