- Город

Главная страница ВМ

Сергей Собянин сообщил о мобилизации всех мощностей для борьбы с коронавирусом

В Москве за сутки выявили 267 случаев заболевания коронавирусом

«Невидимая рука рынка схватила США за горло»: сможет ли Трамп поднять цены на нефть

Синоптики рассказали, когда в Москву вернется тепло

Почему Лукашенко отрицает угрозу коронавируса

Как безопасно передвигаться по Москве в условиях коронавируса

«Ребенок вырывает телефон и целует экран»: история семьи, разлученной коронавирусом

«Вирус мутирует»: врач объяснила, почему COVID-19 стал выбирать молодых

Медработник объяснила, как сделать антисептик из подручных средств

Дана Борисова пожаловалась на симптомы коронавируса

«Боже, храни Лукашенко!»: русско-украинская семья сбежала от коронавируса в Минск

Как мировой кризис отразится на жизни простых россиян

«Все идет по сценарию»: политолог — о наступлении новой мировой войны

Советы дачникам: когда сажать теплолюбивые сорта в открытый грунт

Сын Олега Газманова сообщил о карантине отца

Как не набрать вес на карантине

«Вечерняя Москва»

Бубны-козыри: убийство классики

5 февраля 1912 года открылась первая выставка «Бубнового валета». Если придерживаться официальной версии, эта группа московских художников совершила переворот в русской классической живописи. А по существу, она ее просто убила.

Имена преступников украшают пантеон русского авангарда: Илья Машков, Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов. Даже название для своего объединения они взяли уголовное: в то время бубновыми валетами звали каторжников и карточных шулеров. Этим бунтарям казалось, что старое искусство мертво. Мертвы академики, в сотый раз живописующие античные сюжеты.

Мертвы передвижники с их надоевшим бытовыми сценами, написанными темными красками. Мертвы даже недавние новаторы – импрессионисты и символисты, чуть расшевелившие салонно-академическое болото и тем себя исчерпавшие. «Бубновые» жаждали крови предшественников. И они провозгласили: сюжета в живописи больше нет, и форма тоже не важна, а есть только цвет, ликующий и безумный, как сон сумасшедшего.

Так в наше искусство вошел эпатаж. Ах, какие женщины блистали на их картинах! Вместо пикантных ню, томных очаровательных головок и идеальной красоты – неуклюжие рыхлые бабы, кожа которых переливалась всеми цветами радуги. Чтобы выглядело понатуральней, Машков даже красил своих натурщиц. Вдоволь поиздевавшись над женским телом, художники воспели мужское, что по тем временам было, мягко говоря, непривычно. А натюрморты! Забудьте тщательно продуманные композиции – и получите груды одинаковых овощей, как на развале. Будто это маляры оформляли уличные вывески.

Признанные мастера плевались, журналисты упражнялись в остроумии, описывая «забубенные» шедевры. «Отвратительно!» - брезгливо морщилась публика, но шла и шла на Воздвиженку, где в залах Экономического общества Московского военного округа щедро раздавали пощечины ее вкусам. Многие тысячи посетителей, больше двадцати купленных картин с «безумной» выставки...

Не будем слишком гордиться: наши «валетовцы» ничего не придумали, они просто шли за французами, за Матиссом, Сезанном и Пикассо, пополняя иностранный легион кубистов и диких фовистов. Но вопрос первенства их, кажется, не особо волновал. «Бубновые» так убежденно жгли свои холсты кобальтом и киноварью, что в конце концов сожгли и российские художественные традиции, и устоявшиеся представления публики об искусстве.

И сейчас, когда художник вдруг надевает ошейник и громко лает, придуриваясь цепным псом, или рубит топором иконы, или, обнажившись на Красной площади, гвоздями приколачивает к брусчатке свои гениталии, уместно вспомнить эпатажных бунтарей «Бубнового валета». После них русское искусство уже не могло быть прежним. Ведь классика слишком пресна и скучна, а люди подсели на острое и жареное.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

Новости СМИ2

Екатерина Рощина

Пройти тест на человечность

Александр Мясников, заслуженный врач города Москвы

Важно соблюдать спокойствие

Мехти Мехтиев

Мир поменяется: какой будет экономика после кризиса

Анатолий Горняк

Зачем вводить сухой закон

Ирина Алкснис

Повседневное волонтерство: как помочь соседям

Илья Новокрещенов, учитель

Не делайте за ребенка уроки

Сергей Лесков

Телевидение Влада Листьева

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Зачем нам страдать?

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

Здоровый образ жизни: квест на выживание

Персональный курс. Медицина будущего должна лечить не болезнь, а человека

Генно-модифицированные продукты: страшный миф или научный прорыв?