Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Почему люди «тапают» хомяка?

Почему люди «тапают» хомяка?

Скандальная битва за Wildberries

Скандальная битва за Wildberries

Головоломка-2

Головоломка-2

Дома для интеллектуалов

Дома для интеллектуалов

Мороженое в СССР

Мороженое в СССР

Сотрудники полиции даже в отпуске обязаны и могут пресекать административные правонарушения? Полицейский с Петровки

Сотрудники полиции даже в отпуске обязаны и могут пресекать административные правонарушения? Полицейский с Петровки

Поступление в советский университет

Поступление в советский университет

Как охлаждались в жару раньше?

Как охлаждались в жару раньше?

Развод Алсу

Развод Алсу

50 лет Жанне Фриске

50 лет Жанне Фриске

Вымученное перемирие

Сюжет: 

Протесты сторонников евроинтеграции в Киеве
Общество
Вымученное перемирие
Фото: «Вечерняя Москва»
В ночь на 12 февраля в Минске, без преувеличения, решалась судьба не только Украины, но и мира в Европе. Лидеры России, Германии, Франции и Украины словно взяли обет – «ни шагу назад», пока не будет достигнут хоть какой-то результат. Мир на Украине брали измором.

Минск воспринимался в этом плане действительно как «последний рубеж». Глубоко под утро показалось, что вот-вот будет объявлено о результате, но что-то опять сорвалось, и «большая четверка» уединилась еще на несколько часов. В переговорную только вносили посуду, кофе и еду, но никаких согласованных меморандумов не выносили.

Вообще форматы переговоров менялись за ночь несколько раз – с помощниками и дипломатами, только с главами МИД, одни лишь четверо лидеров. Параллельно шла встреча трехсторонней контактной группы с участием ОБСЕ, бывшего президента Украины Кучмы, посла России в Киеве Зурабова и представителей ЛНР и ДНР.

Когда около полуночи все вместо дипломатического прорыва «прорвались» на ужин, ожидавшая под дверями пресса решила, что до чего-то все же договорятся. Не зря же в Минске собрались главы четырех государств. Глава МИД ФРГ Штайнмайер даже отложил свой визит в Бразилию. Бразилия действительно может подождать ради такого случая. Как и саммит ЕС, куда Меркель с Олландом опоздали.

Намеченное на 10 утра оглашение результатов саммита перенесли на полдень. Причем в это время Олланд, Меркель и Порошенко уже уединились на 10 минут для разговора «на троих», без Путина. Может, это были решающие 10 минут? Ведь именно украинского президента накануне считали самым «сложным пассажиром», а упертость Киева – одной из главных проблем на пути достижения договоренностей.

Потом все снова собрались вчетвером. Потом опять «на троих» но уже без Порошенко. После чего выяснилось, что представители ДНР и ЛНР отказались подписывать представленным им на визирование – и согласованный уже «четверкой»! - документ. Предчувствуя провал, который им не нужен, Меркель и Олланд заметались «челноками» между Путиным и Порошенко. Измученная ночной неопределенностью пресса была местами близка к истерике: все сорвалось в последний момент, не договорились? Нет, все же никто не мог позволить себе уехать из Минска с пустыми руками.

Главное: огонь должен прекратиться в полночь на 15-е. К этому времени, судя по всему, так или иначе должна быть решена судьба окруженных под Дебальцево примерно 6 тысяч украинских военных. Киев считает, что они прорвутся и у них все будет хорошо. У Москвы, судя по всему, куда более скептическое мнение на сей счет. А решат все ополченцы. У них два дня.

Накануне даже среди дипломатов и политиков высокого уровня рассуждения о возможности сползания в широкомасштабную войну на континенте перестали быть фигурой речи. О ней стали говорить как о реальной возможности. С начала января можно было с пугающей обреченностью наблюдать за деградацией ситуации на юго-востоке Украины, где каждый день приносил шокирующие кадры следов артобстрелов жилых кварталов Донецка, Луганска, других городов. По обе стороны линии фронта.

Стремительный визит в прошлую пятницу глав Германии и Франции в Москву к Владимиру Путину породил робкую надежду, что кошмар удастся остановить. Надежда окрепла, когда объявили о возможном саммите в «нормандском формате» в Минске. Однако даже в том, что все четверо лидеров соберутся, не было уверенности до последнего момента. А когда они все же приехали, было ясно, что многие вопросы так и не были сняты на уровне экспертов и дипломатов.

Переговорщикам пришлось сидеть всю ночь. Слишком много противоречий. Слишком сильны факторы, работающие не на мир, а на войну. Когда-нибудь мы узнаем из мемуаров, сколь тонка была нить, на которой висел мир в эти дни. Бои и обстрелы жилых кварталов не прекращались и в день саммита, даже когда переговоры уже шли, а Путин с Порошенко обменялись рукопожатиями.

В это утро в Донецке во время артобстрела была сожжена автобусная станция, снова гибли обычные люди. Не прекращались бои в районе дебальцевского котла. Порошенко во время переговоров выходил из комнаты, чтобы связаться с генштабом. Узнать, как дела на фронте. Когда высокие переговорщики согласовывали технические детали соглашения, в Донецке снаряд влетел в больницу, убив человека. Центр Луганска ночью поливали «Грады» и «Ураганы». Украинские военные пытались с каждой минутой скорректировать новую линию противостояния с ополченцами, которая с момента сентябрьского перемирия заметно продвинулась на запад.

При этом их продвижением госдепартамент США выражает озабоченность, а артобстрелов жилых кварталов украинскими военными как бы и нет вовсе. Роль США в эти дни вообще примечательна. Риторика в адрес Москвы из Вашингтона ужесточилась. Тон выступавших от США на Мюнхенской конференции по безопасности, прошедшей в минувшие выходные, был временами вызывающе резок. С марта – вне зависимости от исхода Минского саммита уже было решено начать тренировки украинской армии американскими инструкторами. В день саммита в конгрессе США был подготовлен законопроект о поставках Украине летального оружия. От чего европейцы не в восторге, а Меркель лично просила этого не делать. Обама с этим пока медлил.

Ведь свеж еще пример, когда поставленное тоже вроде «хорошим» парням в Сирии и Ираке американское оружие оказалось в руках «Исламского государства». А после окончания афганской войны Америка по всему миру отлавливала поставленные моджахедам для борьбы с советской авиацией «Стингеры». Тем не менее, этот паровоз в Вашингтоне уже набрал такие обороты, что его, похоже, трудно остановить. Мир в который раз видится американцам плоским: хорошим парням надо дать оружие, плохих – давить санкциями. И не надо разбираться в нюансах. Чтобы американский обыватель тоже не заморачивался вопросами, за что именно воюют хорошие парни на Украине и кто они, собственно, на самом деле, недавно телекомпания CNN, оговорившись по Фрейду, придумала чудный ход, назвав украинские войска «проамериканскими». Так понятнее даже фермеру из Канзаса. Тем более, как написала на днях «Вашингтон пост», лишь один из шести американцев может указать Украину на карте. Причем чем дальше он ее располагает от реального места, тем решительнее выступает за силовое вмешательство Америки.

Вопреки ожиданиям, главы «большой четверки» не только не стали устраивать совместный подход к прессе (Путин и Порошенко сделали это отдельно, Меркель с Олландом вдвоем), но и не стали подписывать вымученный после ночных согласований документ. Он был отдан на подпись контактной группе.
Где гарантии, что новое, вымученное в ночи, соглашение будет соблюдаться? Ведь накануне Минского саммита ни по одному принципиальному вопросу не было согласия. Да и после него до конца, во всех деталях, судя по всему, не удалось полностью согласовать будущий статус Донбасса, да и саму разграничительную линию.

Территориальный состав этой будущей квази-автономии еще предстоит определить Верховной Раде. Минским соглашением, подписанным, заметим, не главами четырех государств, а все той же контактной группой, где есть лишь одно официальное лицо - посол России на Украине Зурабов, предусмотрено проведение именно местных, а не региональных выборов. Причем по украинским законам.

Обещано восстановление банковской и социальной сфер, то есть выплата пенсий и пособий, но ничего пока не ясно с восстановлением разрушенного хозяйства Донбасса. Кто за это заплатит, будет ли участвовать Россия и как это будет сочетаться с введенными против нее санкциями Запада? Очевидно, что надо уже скоро ставить вопрос как минимум об их смягчении. Будет амнистия участникам боевых действий и обмен пленными и заложниками. Войдет ли в их число сидящая в российском СИЗО корректировщица огня Надежда Савченко обвиняемая, минимум, в соучастии в убийстве российских журналистов?

Выполнение согласованной в Минске дорожной карты во многом зависит от определенных законодательных действий Верховной Рады, а этот орган уже не раз показывал свою строптивую непредсказуемость. Сейчас там вес непримиримых националистов слишком велик, чтобы верить в ее полную договороспособность. Соблюдение огня и отвод тяжелой техники поставлен, по сути, по контроль ОБСЕ. Однако в том, что ей удастся обеспечить не только эффективный мониторинг, но и имплементацию такого соглашения, остаются. Опущен, насколько я понимаю, пока и вопрос о контроле над российско-украинской границей.

Кем с украинской стороны и с какого момента? Должны ли быть введены миротворческие силы в Донбасс? Пока об этом речи нет. Со стороны Украины слишком много непредсказуемых игроков, чтобы же сейчас начать радоваться тому, что Минский саммит не закончился провалом, а все же неким компромиссом. Хватит ли веса европейских лидеров, чтобы теперь принудить Киев сделать все обещанное? Ниточка, на которой повис мир в этом регионе Европы, стала, кажется, чуть толще. Но поскольку опасных неопределенностей все же немало, она по-прежнему может оборваться.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Модест Колеров, политолог

- Сам конфликт, как таковой, угрозу для Европейского Союза не представляет, но для них представляет угрозу Донбасс. Потому, что препятствует их совместным с США планам по дальнейшей экспансии против России. Их план – по образцу действий в Югославии, когда в середине 90-х Запад занял сторону Хорватии и Боснии. А сербов подавили где силой оружия, а где устроили против них этнические чистки. То же самое происходит и в отношении Донбасса: они готовы подавить его силой оружия и изгнать нелояльное население. В дальнейшем там будет размещена военная инфраструктура, которая, став ближе к России, будет еще больше ей угрожать (далее).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Перемирие — это еще не мир

Колонка обозревателя Александра Хохлова

Чем бы ни закончились переговоры в Минске, они не утихомирят конфликт в Донбассе. Пока нынешние власти Киева не потерпят военное поражение или не будут сметены новым «майданом», США будут продолжать гнать их в бой — поближе к границам России. В этом главный функционал менеджеров Порошенко и Яценюка, для этого они и наняты.

Приятно, черт возьми, быть русским! Многие западные и поголовно все украинские телеканалы и газеты сегодня восхищаются нами. Давно бы Киев, мол, покончил с сепаратистами на востоке, с этой жалкой кучкой наркоманов и проституток, которые объединились в эти смешные банды ЛНР и ДНР, с их непонятными требованиями уважения человеческих прав. Какие права могут быть у этих «даунбассов», «лугандонов», и, эскьюз ми, «ватников» - возмущаются в Киеве, Варшаве и Вашингтоне. В шахты, быдло! Арбайтен унд дисциплина! Да, давно бы угольную пыль перетерли, не будь этих русских (далее).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.