Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Выход из «мертвой петли»

Общество
27 февраля — день рождения великого летчика Петра Нестерова. Он - основоположник «фигурного летания», которое сегодняшние асы называют высшим пилотажем. Первый из поднявшихся в небо людей, кто доказал возможность маневрирования на самолете. Автор воздушной петли, которая теперь носит его имя. А до него ее называли «мертвой петлей».

Помню, как удивился когда-то: он прожил-то всего 27 лет. И летал всего ничего - в 1910 году поручик артиллерии Нестеров впервые поднялся в небо на планере собственных конструкции и изготовления. А первый самостоятельный полет на самолете совершил в сентябре 1912 года. Погиб он через год и 11 месяцев — уже признанным в России и мире пилотом, рекордсменом и боевым командиром авиаотряда.

Нестеров был смелым и размашистым человеком. В только зарождающейся тогда авиации спорили два подхода к обеспечению безопасности полетов. Англичане, французы, австрийцы и немцы заботились, чтобы полеты проходили безопасно. В конструкциях самолетов предусматривалась такая устойчивость, которая не позволяла им принимать в воздухе значительные углы крена. Нестеров еще обучаясь в Гатчинской школе авиаторов для себя решил этот вопрос по-русски: умелый летчик сумеет избежать падения самолета на любом технически возможном вираже.

«В воздухе для самолета всюду опора» - говорил он. 27 августа 1913 года над Сырецким полем в Киеве Петр Нестеров впервые в мире выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим маневром он доказал, что самолет в любом положении покоряется летчику, положив начало высшему пилотажу.

С первых дней Первой мировой войны Нестеров на фронте. Командир авиаотряда, он ввел обучение полетам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку. Учил воевать. Он разрабатывал тактику пилотирования на глубоких виражах, освоил ночные полеты.

8 сентября 1914-го Нестеров пошел на таран австрийского аэроплана-разведчика. Летательные аппараты в ту пору вооружения не имели. «Вороны, а не ястребы!» - так говорил о боевых самолетах той поры автор «мертвой петли». Всю огневую мощь аэропланов составляли личные револьверы пилотов, поэтому Нестеров с самого начала войны вынашивал идею воздушного тарана. Он сбил вражеский самолет, но при этом погиб и сам.

...Иногда думаю, что вся история России — это постоянная череда смертельных «мертвых петель». 1812-й, 1917-й, 1941-й, 1991-й, а сколько таких рубежных годов теряется в глубинах нашей истории? Вот в начале 1990-х мне с холодной ясностью ума виделось: все, край — не будет ни страны, ни нас. Но вновь, пусть с большим «креном», с «перегрузками», но вышли из виража, поначалу казавшегося гибельным. Видимо, нестеровых у нас много. Может, каждый из нас в критические минуты и годы хоть немного такой - рисковый.

Сегодня мы вновь в точке принятия решения. Неприятели наши сильны, а перспективы грядущего туманны.

Но где наша не пропадала!

Ну что, на взлет? И будь что будет!

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

***

27 высоких лет

Петр Николаевич Нестеров родился в 1887 году в Нижнем Новгороде в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса. В 1906 году после успешного окончания Михайловского артиллерийского училища служил во Владивостоке.

Выход из «мертвой петли» Фото: «Вечерняя Москва»

Увлекшись авиацией, Нестеров в 1911 году добивается зачисления в Гатчинскую воздухоплавательную школу. Освоил программу обучения летному делу и в мае 1913 года получил назначение в 11-й корпусный авиаотряд. Вскоре стал командиром этого отряда.
В августе 1913 года Нестеров провел групповой перелет звеном из трех самолетов по маршруту Киев - Остер - Козелец - Киев с посадками на полевых аэродромах. В первой половине 1914 года Петр Николаевич осуществил два рекордных перелета: Киев - Одесса (за 3 часа 10 минут) и Киев - Гатчина (за 9 часов 35 минут). 27 августа 1913 года в Киеве Петр Нестеров впервые в мире выполнил на самолете «Ньюпор-4» замкнутую петлю в вертикальной плоскости.

Во время Первой мировой войны совершил 7 боевых вылетов. Кавалер орденов Святой Анны ІІІ степени и Святого Станислава ІІІ степени. 8 сентября 1914 года на Юго-Западном фронте военный пилот Нестеров вылетел на перехват самолета противника в окрестностях Львова. В воздушном бою он протаранил аппарат неприятеля, подбив его. Но при этом и сам погиб. Посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Похоронен штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров в Киеве на Лукьяновском кладбище.

«Жертвовать собой есть долг каждого воина»

...4. Об опасности такого рода действия товарищи покойного ему неоднократно указывали, настаивая на том, что при ударе в воздухе таранящий аппарат должен обязательно поломаться, на что штабс-капитан Нестеров отвечал, что это еще не доказано, а, наконец, если аппарат и сломится, то это еще ничего не значит, так как все равно когда-нибудь разбиваться придется, а жертвовать собой есть долг каждого воина.

Из «Акта расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника XI корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова», 1914 год.

Награда

Главное управление Генерального штаба Отдел по устройству и службе войск. Г. Петроград. 7 февраля 1915 г.
Вдове военного летчика Надежде Рафаиловне НЕСТЕРОВОЙ

г. Киев, Лабораторная ул., д. 1

«Главное управление Генерального штаба сообщает для сведения, что приказом Главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта от 25 января сего года, за № 109, начальник XI корпусного авиационного отряда, штабс-капитан Петр Нестеров, за то, что в бою 26 августа 1914 года, заметив в воздухе над городом Жолкиев неприятельский аэроплан, производивший разведку, по личной инициативе поднявшись на аппарате, протаранил неприятельский аэроплан, упавший с двумя летчиками около деревни Воля-Высоцка, при этом сам погиб славной смертью героя, награжден на основании ст. 25 Георгиевского статута орденом Св. великомученика и Победоносца Георгия 4 степени».

Таранным ударом

В марте 1915 года, через семь месяцев после гибели в бою Петра Нестерова, его воздушный таран повторил российский летчик А.А. Козаков. После удачной атаки неприятельского аэроплана пилот благополучно возвратился на свой аэродром.

В годы Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 воздушных таранов. Бесспорный рекорд принадлежит Герою Советского Союза летчику-истребителю Борису Ковзану. Он уничтожил 26 самолетов противника, причем четыре из них протаранил собственным. Три раза после совершения тарана Ковзан благополучно возвращал свой самолет на аэродром взлета, и лишь последний таран, сильно повредивший боевую машину, заставил летчика-героя выпрыгнуть с парашютом.

В честь героя

В 1995 году в России для награждения военнослужащих Военно-Воздушных сил за личное мужество и заслуги в освоении новой авиационной техники учреждена медаль Нестерова.

 

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.