Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Почему люди «тапают» хомяка?

Почему люди «тапают» хомяка?

Скандальная битва за Wildberries

Скандальная битва за Wildberries

Головоломка-2

Головоломка-2

Дома для интеллектуалов

Дома для интеллектуалов

Мороженое в СССР

Мороженое в СССР

Сотрудники полиции даже в отпуске обязаны и могут пресекать административные правонарушения? Полицейский с Петровки

Сотрудники полиции даже в отпуске обязаны и могут пресекать административные правонарушения? Полицейский с Петровки

Поступление в советский университет

Поступление в советский университет

Как охлаждались в жару раньше?

Как охлаждались в жару раньше?

Развод Алсу

Развод Алсу

50 лет Жанне Фриске

50 лет Жанне Фриске

Выход из «мертвой петли»

Общество
27 февраля — день рождения великого летчика Петра Нестерова. Он - основоположник «фигурного летания», которое сегодняшние асы называют высшим пилотажем. Первый из поднявшихся в небо людей, кто доказал возможность маневрирования на самолете. Автор воздушной петли, которая теперь носит его имя. А до него ее называли «мертвой петлей».

Помню, как удивился когда-то: он прожил-то всего 27 лет. И летал всего ничего - в 1910 году поручик артиллерии Нестеров впервые поднялся в небо на планере собственных конструкции и изготовления. А первый самостоятельный полет на самолете совершил в сентябре 1912 года. Погиб он через год и 11 месяцев — уже признанным в России и мире пилотом, рекордсменом и боевым командиром авиаотряда.

Нестеров был смелым и размашистым человеком. В только зарождающейся тогда авиации спорили два подхода к обеспечению безопасности полетов. Англичане, французы, австрийцы и немцы заботились, чтобы полеты проходили безопасно. В конструкциях самолетов предусматривалась такая устойчивость, которая не позволяла им принимать в воздухе значительные углы крена. Нестеров еще обучаясь в Гатчинской школе авиаторов для себя решил этот вопрос по-русски: умелый летчик сумеет избежать падения самолета на любом технически возможном вираже.

«В воздухе для самолета всюду опора» - говорил он. 27 августа 1913 года над Сырецким полем в Киеве Петр Нестеров впервые в мире выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим маневром он доказал, что самолет в любом положении покоряется летчику, положив начало высшему пилотажу.

С первых дней Первой мировой войны Нестеров на фронте. Командир авиаотряда, он ввел обучение полетам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку. Учил воевать. Он разрабатывал тактику пилотирования на глубоких виражах, освоил ночные полеты.

8 сентября 1914-го Нестеров пошел на таран австрийского аэроплана-разведчика. Летательные аппараты в ту пору вооружения не имели. «Вороны, а не ястребы!» - так говорил о боевых самолетах той поры автор «мертвой петли». Всю огневую мощь аэропланов составляли личные револьверы пилотов, поэтому Нестеров с самого начала войны вынашивал идею воздушного тарана. Он сбил вражеский самолет, но при этом погиб и сам.

...Иногда думаю, что вся история России — это постоянная череда смертельных «мертвых петель». 1812-й, 1917-й, 1941-й, 1991-й, а сколько таких рубежных годов теряется в глубинах нашей истории? Вот в начале 1990-х мне с холодной ясностью ума виделось: все, край — не будет ни страны, ни нас. Но вновь, пусть с большим «креном», с «перегрузками», но вышли из виража, поначалу казавшегося гибельным. Видимо, нестеровых у нас много. Может, каждый из нас в критические минуты и годы хоть немного такой - рисковый.

Сегодня мы вновь в точке принятия решения. Неприятели наши сильны, а перспективы грядущего туманны.

Но где наша не пропадала!

Ну что, на взлет? И будь что будет!

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

***

27 высоких лет

Петр Николаевич Нестеров родился в 1887 году в Нижнем Новгороде в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса. В 1906 году после успешного окончания Михайловского артиллерийского училища служил во Владивостоке.

Выход из «мертвой петли» Фото: «Вечерняя Москва»

Увлекшись авиацией, Нестеров в 1911 году добивается зачисления в Гатчинскую воздухоплавательную школу. Освоил программу обучения летному делу и в мае 1913 года получил назначение в 11-й корпусный авиаотряд. Вскоре стал командиром этого отряда.
В августе 1913 года Нестеров провел групповой перелет звеном из трех самолетов по маршруту Киев - Остер - Козелец - Киев с посадками на полевых аэродромах. В первой половине 1914 года Петр Николаевич осуществил два рекордных перелета: Киев - Одесса (за 3 часа 10 минут) и Киев - Гатчина (за 9 часов 35 минут). 27 августа 1913 года в Киеве Петр Нестеров впервые в мире выполнил на самолете «Ньюпор-4» замкнутую петлю в вертикальной плоскости.

Во время Первой мировой войны совершил 7 боевых вылетов. Кавалер орденов Святой Анны ІІІ степени и Святого Станислава ІІІ степени. 8 сентября 1914 года на Юго-Западном фронте военный пилот Нестеров вылетел на перехват самолета противника в окрестностях Львова. В воздушном бою он протаранил аппарат неприятеля, подбив его. Но при этом и сам погиб. Посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Похоронен штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров в Киеве на Лукьяновском кладбище.

«Жертвовать собой есть долг каждого воина»

...4. Об опасности такого рода действия товарищи покойного ему неоднократно указывали, настаивая на том, что при ударе в воздухе таранящий аппарат должен обязательно поломаться, на что штабс-капитан Нестеров отвечал, что это еще не доказано, а, наконец, если аппарат и сломится, то это еще ничего не значит, так как все равно когда-нибудь разбиваться придется, а жертвовать собой есть долг каждого воина.

Из «Акта расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника XI корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова», 1914 год.

Награда

Главное управление Генерального штаба Отдел по устройству и службе войск. Г. Петроград. 7 февраля 1915 г.
Вдове военного летчика Надежде Рафаиловне НЕСТЕРОВОЙ

г. Киев, Лабораторная ул., д. 1

«Главное управление Генерального штаба сообщает для сведения, что приказом Главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта от 25 января сего года, за № 109, начальник XI корпусного авиационного отряда, штабс-капитан Петр Нестеров, за то, что в бою 26 августа 1914 года, заметив в воздухе над городом Жолкиев неприятельский аэроплан, производивший разведку, по личной инициативе поднявшись на аппарате, протаранил неприятельский аэроплан, упавший с двумя летчиками около деревни Воля-Высоцка, при этом сам погиб славной смертью героя, награжден на основании ст. 25 Георгиевского статута орденом Св. великомученика и Победоносца Георгия 4 степени».

Таранным ударом

В марте 1915 года, через семь месяцев после гибели в бою Петра Нестерова, его воздушный таран повторил российский летчик А.А. Козаков. После удачной атаки неприятельского аэроплана пилот благополучно возвратился на свой аэродром.

В годы Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 воздушных таранов. Бесспорный рекорд принадлежит Герою Советского Союза летчику-истребителю Борису Ковзану. Он уничтожил 26 самолетов противника, причем четыре из них протаранил собственным. Три раза после совершения тарана Ковзан благополучно возвращал свой самолет на аэродром взлета, и лишь последний таран, сильно повредивший боевую машину, заставил летчика-героя выпрыгнуть с парашютом.

В честь героя

В 1995 году в России для награждения военнослужащих Военно-Воздушных сил за личное мужество и заслуги в освоении новой авиационной техники учреждена медаль Нестерова.

 

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.