Главное
Эксклюзивы
Карта событий
Смотреть карту

Герой, который ждет команды

Общество
Герой, который ждет команды
Basic CMYK / Фото: «Вечерняя Москва»
Сумрачно все в этом мире бушующем. С курсом валют не очень. С ценами в кафе. С литературой вот тоже...

Иной даже утверждает, воздев руки: мол, нет ее, литературы этой, на родных просторах боле – кончилась, извелась. Мол, исписались авторы, а герои – ну, те, что раньше едва ли не в каждой книге были – и вовсе исчезли, как класс. Беда, короче. Ад и тлен. Но мы-то помним вот это – знаменитое из «Двух капитанов» Вениамина Каверина: «Бороться и искать, найти – и не сдаваться!». Так что, может, воздевающие руки просто ищут не там, да сдаются раньше времени?

С одним, конечно, не поспоришь: обнаружить образчик для подражания в произведениях современных российских литераторов сложнее, чем бекон в холодильнике у раввина. И то правда: Гераклов нет, капитаны Блады уплыли, Павки Корчагины ускакали в даль светлую.

А что же есть?

И вот тут, конечно, если уж говорить на эту тему, следует обратить внимание на невероятно важное – на то, что вообще отличает современных, нынешних авторов от их… скажем так, более опытных коллег. Они, нынешние не убивали героев, они убили другое – чистоту жанров, заменив ее либо филологическими упражнениями (таков, например, «Матисс» Букеровского лауреата Александра Иличевского), либо псевдо-гонзо-журналистикой (как нашумевший «Санькя» обласканного всеми премиями Захара Прилепина), либо чем-то, что, смешивая под одной обложкой и ностальгию, и ярость, и двадцать пять поколений потерянных людей – любящих, страдающих, занимающихся сексом и самосовершенствованием, и вовсе заставляет читателя потеряться в нагромождении смыслов, сюжетных линий и букв.

Где уж там найти литературного героя!

Между тем, он есть, разве что сильно отличается от тех классических персонажей, к которым мы все привыкли.

Нынешний герой не конкретен и неоднозначен, как было когда-то. Он не борется, не прет напролом, не испытывает себя, не разбивается в доску и уж точно не собирается жертвовать ничем, что может помешать его комфорту. Но все это – не от скудоумия и слабости, а от отсутствия места.

Современному герою негде развернуться, разбежаться, набрать скорость. Он – как самолет, у которого вместо взлетной полосы – лабиринт: вот и знай себе выруливай, наплевав на скорость и мечты о высоте.

Что там в этом «ДухLess», очередная экранизация которого сейчас выходит в прокат? Сбежавший от реальности в тропическую негу топ-менеджер. Побег – как способ переоценки себя. Такое, пожалуй, никогда не пришло бы в голову Саньке Григорьеву из все тех же «Двух капитанов». Зато именно это, кажется, и есть основной вектор движения писательской мысли, не позволяющей героям сделать хоть что-то, что потрясло бы если не мир, но воображение читателя. Вот и обрастают герои мхом, хотя, кажется, были бы вполне не против хоть к звездам, хоть к черту, хоть на абордаж.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Писатель есть, героя нет

Колонка нашего обозревателя Никиты Миронова

3 марта Всемирный день писателя. Его предложил праздновать ПЕН-клуб – международная писательская организация. Не знаю, как за рубежом, а в России писатель всегда был больше, чем литератор, создатель чтива. Наш писатель он ого-го! И язвы общества вскрывает, и объясняет смысл жизни и, что еще важнее, рисует героя нашего времени. Какое время, такой и герой. От князя Игоря до Василия Теркина все было более-менее понятно. А вот дальше-то? Кто герой? (далее...).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты