Главное
Эксклюзивы
Карта событий
Смотреть карту

«Васек Трубачев» разменял седьмой десяток

Развлечения
«Васек Трубачев» разменял седьмой десяток
/ Фото: «Вечерняя Москва»
В этот день, 28 апреля, в далеком 1902 году родилась писательница Валентина Осеева. Имя ее сегодня явно не в книжных «топах». Оно мало знакомо юным читателям, а читателями постарше – изрядно подзабыто.

Хотя – факт! – книги Валентины Александровны до сих пор исправно включаются учителями «старой» школы в списки внеклассного летнего чтения – так, например, в наш дом вернулась «Динка».

А когда-то Осеевой зачитывались без всяких рекомендаций. В ее повестях и рассказах не было ни каких-то сумасшедших открытий, ни откровений, ни интриг, ни даже особой «словесной художественности»; Осеева «брала» предельной простотой языка, искренностью, смешанной с чарующей наивностью, но главное – в ее книгах не было двучтений: зло в них было злом, добро – добром, зависть – завистью. И волнения и переживания юных героев повестей были настолько понятными для тебя, читателя, что и переживал ты их вместе с ними, абсолютно, без обсуждений принимая их за чистую монету. В описанном Осеевой мире детства не было полутонов. И это было главной его чертой и главным отличием от мира взрослых.

Биографию Осеевой я, к стыду своему, прочла лишь несколько лет назад, когда влюбленность в Васька Трубачева была давно пережита. Секрет фантастического знания Осеевой детей открылся просто. До войны Валентина Александровна работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приемниках для беспризорников, а в войну была воспитательницей детсада в Башкирии. Она писала о детях, потому что знала и чувствовала их, как никто другой, и была вхожа в их мир. Или просто считала его общим.

Черно-белый фильм Ильи Фрэза 1955 года «Васек Трубачев и его товарищи», равно как и его продолжение 1957 года «Отряд Трубачева сражается», в свое время были культовыми. В этом году «Ваську» исполняется 60 лет, во что поверить трудно. И, конечно сегодня лента смотрится не так, как прежде, и полно в ней идеологии – она точно тень ушедшей в небытие страны присутствует в каждом кадре. Но главное никуда не ушло – дети все так же непосредственны и все так же мечтают о чем-то великом.

У Васька и его товарищей было больше иллюзий и уверенности в прекрасном завтра, чем у детей современных. Только вот события в книге начинают развиваться в 1941 году… И потому уже не все герои книги встретятся в последней ее главе. И в книге Осеевой, и в фильме Фрэза нет приглаженности – в них есть боль и потери. Та самая правда, которой они и ценны.

Нынешние Васьки играют в танчики. У них тоже есть мечты – совсем другие, не те, что были у Трубачева. Наверное, будет верно сказать, что между ними, тем и нынешним поколением, лежит пропасть. Но мостиком через нее вполне может стать книга и фильм-юбиляр.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты