Как подаренная свобода привела к падению режима
Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Как подаренная свобода привела к падению режима

Общество
В учебниках указывают дату отмены крепостного права как 19 февраля 1861 года. Однако для всей страны и, прежде всего, для крепостных, которых тогда было 37% населения, важнее другая дата. Когда они узнали о дарованной сверху свободе. 17 марта, в последний день Масленицы, в Прощеное воскресенье, по всем российским церквям во время обедни манифест Александра II об отмене крепостного права и был оглашен.

В Москве это произошло в Успенском соборе в Кремле. Роль Русской православной церкви, кстати, была немаловажной. В конце 1860 года, когда уже были готовы основные положения Манифеста о крестьянской реформе, его проект был отправлен митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Василию Михайловичу Дроздову) на окончательную редактуру. Так что это его текст. Именно он, кстати, в 1856 году проводил и коронацию Александра II.

Сама реформа «вызревала» долго. Робкие мысли на сей счет высказывались еще в окружении Екатерины Великой. Но в плоскость практических предложений вопрос был поставлен либеральными членами окружения Александра Первого ближе к концу правления, незадолго до декабристов. Его ответ насчет возможности масштабных реформ в России стал легендой: «Некем взять», - ответил император, имея ввиду отсутствие в стране слоя, на который ему возможно было бы в этом реформаторстве опереться. Николай Первый, хотя и был прозван Палкиным за свою «реакционность», тоже думал на эту тему, однако ничего лучше косметических поправок в само крепостничество придумано не было. Вопрос встал ребром уже после унизительно поражения в Крымской войне, когда стала ясно, что Империя неконкурентоспособна по отношению к основным своим противникам в Европе.

Однако и тогда подавляющее большинство дворянства было против отмены крепостничества. Когда параметры реформы стали обсуждать на местах, в губернских комитетах дворянства, выяснилось, что едва ли не самые решительные реформаторы – это сам Император и его ближайшее окружение. Отмену крепостного права царь фактически навязал правящему классу.

Однако идти совсем уж наперекор главной социальной опоре режима даже императору подчас не по силам. Реформа, описанная в 17 законодательных актах, получилась половинчатой. Крестьяне получали личную свободу, право распоряжения имуществом и приобретения нового. Они могли вступать самостоятельно в брак, заключать договора и участвовать в судебных делах. Однако земля по-прежнему оставалась в собственности помещиков. За полученные в пользование наделы крестьяне на положении "временнообязанных" несли в пользу них повинности, мало чем отличавшиеся от прежних. При этом выделены им были, как правило, неудобные для обработки наделы, самая лучшая земля оставалась у помещиков. Чтобы стать полноправным собственником надела, крестьянин должен был выкупить эту землю. Но уже не у помещика, а у государства, которое заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им, таким образом, кредит на 49 лет под 6% годовых. Земля могла выкупаться как общиной, так и отдельным крестьянином. Земля, отведённая общине, находилась в коллективном пользовании, поэтому с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на землю в прежней общине. Эту проблему разрушения общины еще предстояло решить в рамках реформ Петра Столыпина в начале ХХ века.

Нерешенность земельного вопроса подложила мину замедленного действия под Российскую империю и стало главной причиной трех последующих революций. Всего можно выделить такие главные уроки Манифеста Александра II:

1) Чтобы проводить реформы, лидеру страны подчас приходится идти наперекор настроениями и интересам правящего класса.

2) Если уж начинать реформы, то лучше идти до конца и не тормозить на полдороге. Порожденное непоследовательностью реформ движение народовольцев, в конце концов, убило царя-реформатора. Незавершенность реформ привела к революциям и падению монархии.

3) В проведении реформ все же лучше искать союзников. Александр не нашел их среди широких слоев дворянства, опирался лишь на узкий круг приближенных реформаторов. Этого оказалось мало, поэтому уже вскоре многие начатые им реформы были свернуты, а при Александре Третьем так и вовсе воцарилась реакция. На крестьян опереться императору духу не хватило, это слишком радикально меняло сам характер режима.

4) Дарованная сверху свобода редко ценится одаряемыми. По всей стране тогда прокатились крестьянские волнения. Освобожденные крепостные бунтовали против «такой свободы» и хотели обратно под крыло к барину.

5) Потомки тоже редко бывают благодарны реформаторам, а уж непоследовательным так и подавно. Александр Второй не принадлежит к числу любимых массами персонаже русской истории. Там все больше такие, кто побеждал в сражениях и расширял империю. Тем не менее, памятника царь-реформатор все же удостоился. Он стоит как раз неподалеку от Храма Христа Спасителя. Это соседство с храмом, как мы видим, не случайно хотя бы в силу происхождения текста Манифеста. Но еще и потому, что таких реформаторов Бог поймет и простит. И не только Прощеное воскресенье.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news