Как «Возрождение» стало могильщиком
Награда является признанием заслуг человека. Но награда может работать против человека, что опасно для государства, если этот человек находится на вершине власти. С 1976 по 1981 год Брежнев трижды был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1978 ему вручили высший полководческий орден «Победа», который вручался самым выдающимся полководцам Великой Отечественной. Кроме того, сентиментальный генсек получил погоны маршала и именную золотую шашку. Желавшие наградить дорогого товарища Брежнева стояли в очереди — три Золотые Звезды Героя Народной Республики Болгария, орден Золотой Звезды Вьетнама, три Золотые Звезды Героя ГДР и прочее…
Но Ленинская премия за мемуары – это особая статья. К литературе в нашей стране, которая гордилась неофициальным званием самой читающей в мире, всегда было особое отношение. Вся страна видела, что генсек уже и говорить нормально не может, не то, что написать внушительные мемуары. Цинизм Ленинской премии за труд литературных рабов говорил о деградации советской элиты.
Профессиональный уровень «рабов» был безукоризненным. Впоследствии были расшифрованы имена авторов мемуаров - лучший журналист эпохи Анатолий Аграновский, а также Аркадий Сахнин и Александр Мурзин. Никаких гонораров они не получали, им и не обещали.
Если генсек попал в один ряд с маршалами Победы, почему ему нельзя оказаться в компании лучших писателей? Авторитет Брежнева и, вместе с ним, власти и компартии упал, как говорится, ниже плинтуса. Генсек стал персонажем едких анекдотов. Утверждали, например, что ему собираются вручить орден «Мать-героиня», потому что все остальные награды у него уже есть.
Трилогию издали тиражом в 15 миллионов экземпляров. В обязательном порядке ее изучали в школе. Перевели на всевозможные языки и разослали в библиотеки 120 стран. Но ни одна книга в истории литературы не знала столь стремительного виража и не обрушивалась так сокрушительно в забвение. В 1987 году мемуары были изъяты из магазинов и списаны в макулатуру. Стране, которую возглавлял Брежнев, оставалось жить считанные годы.
При этом надо честно сказать, что Брежнев был примерным сыном трудной эпохи и прошел богатую событиями жизнь. И, что редкость для политика столь противоречивой эпохи, он нигде не запачкался, не сподличал. «Малая земля» посвящена героическому десанту 18-й армии в Новороссийске, в котором принимал участие полковник Брежнев. Он 40 раз высаживался на плацдарм, лично участвовал в боях. «Возрождение» - восстановление Запорожья, которым он руководил после войны. «Целина» - масштабная распашка целины в Казахстане, где Брежнев был первым секретарем.
Было чем гордиться! Мемуары Брежнева могли бы быть очень важны и интересны. Но они стали обезличенным историческим памятником эпохи застоя, у которого вряд ли найдется читатель. Талантливо написанное «Возрождение» стало одним из невольных могильщиков эпохи.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции