Плохой Банионис

Плохой Банионис

Общество
Никогда не предававший Литвы, хранивший ей верность и говоривший с неустранимым очаровательным литовским акцентом Донатас Банионис, думаю, страшно удивился бы и огорчился, узнав, как треплют его имя после смерти.

Именно треплют. Говорят, сотрудничал с КГБ. Бяка, выходит, плохой человек Банионис. Как и все советское, конечно.

По заявлению Правительственного центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы, «литовский актер театра и кино Донатас Банионис, умерший в 2014 году, и главный дирижер оркестра государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата» и Литовского камерного оркестра Саулюс Сондецкис, умерший в 2016 году, в советский период сотрудничали с Комитетом государственной безопасности (КГБ)».

Ссылаясь на документы центра, которые, впрочем, не приводятся, издание Zmones пишет, что Банионис был завербован КГБ под именем «Брониус». Из документов КГБ якобы следует, что агент «Брониус» был завербован в октябре 1970 года из-за наличия личных и деловых контактов с литовцами за рубежом. Издание также сообщает, что господин Банионис в основном передавал КГБ сведения о литовцах, проживающих в Америке. Позднее, в 1974 году Банионис был вычеркнут из агентурной сети в связи с избранием депутатом Верховного совета Литовской ССР. То есть, бывшие агенты КГБ все-таки бывают.

Между тем, стоит отметить, что президент Литвы Даля Грибаускайте, согласно информации, размещенной ранее на сайте того же Правительственного центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы, также в молодости была агентом КГБ под псевдонимом "Магнолия". Позднее Центр дезавуировал эту информацию, ссылаясь на хакерскую атаку. Решайте сами, как относится к информации центра.

Кстати, по запросу Donatas Banionis сайт Правительственного центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы этой ночью никаких документов не давал. Равно, как и сайт http://www.kgbveikla.lt/, на который, в свою очередь, ссылается первым опубликовавший информацию сайт https://ru.delfi.lt/.

Так что, пока даже не ясно, о чем вообще идет речь. Ясно только, что все это невероятно противно. И не только потому, что «о мертвых либо хорошо, либо ничего». Важен, судя по всему, осадочек, душок! Биография актера достаточно хорошо детализирована, «белых пятен» не имеет, и за время его жизни отчего-то никто не сподобился уличить его в сотрудничестве со всесильным КГБ, хотя Союз закончился уже 16 лет тому - времени достаточно. Да и особо активно работать на органы времени у Баниониса просто не было: в 1970-м он был занят съемками в «Короле Лире», потом, в 1971-м – в «Гойе», «Красном дипломате», в 1972 – в «Командире «Счастливой щуки» и «Солярисе». Думаю, покоя не дает звание народного артиста СССР Баниониса, которое актер носил с гордостью. Да и любим он был и в Литве, и в России, и во всех других ее республиках. Но не нравится это сегодня, не нравится. И треплется его имя, как и имя Сондецкиса, за дружбу и хорошие отношения с Россией.

А если вспомнить, что недавно премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис в своем фэйсбуке написал о необходимости восстановления отношений с Россией ("Литва — единственное государство — член ЕС, которое не поддерживает никаких рабочих контактов на политическом уровне с Россией. Для эффективной политики требуются каналы связи. Теперь их нет в принципе. Мы говорим, что они должны быть созданы. Должен иметь место двусторонний диалог"), то скандал вокруг Баниониса и Сондецскиса приобретает и вовсе понятный характер.

Мертвые, которым предъявляют претензии, ни слова в свою защиту сказать не могут. Не потому ли их им и предъявляют? Однобокость – это «мертвый сезон» совести. У Баниониса был иной «Мертвый сезон». К нему не прилипнет.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsYandex newsYandex dzen