Плоды – по трудам
Осень — время собирать последний урожай. Владельцы участков везут со своих огородов тыквы, кабачки, яблоки, другие овощи и фрукты, радуясь их обилию и красоте. И все они прекрасно знают, что для получения плодов сначала надо понести труды.
Очевидно, что трудиться для достижения желаемого результата необходимо в любой области. Но всегда ли мы готовы трудиться на совесть или бесконечно ищем себе оправдания?
Если человек занимается огородом и хочет вырастить урожай, он готовит землю для посадки, вносит удобрения, покупает или заготавливает заранее семена, пропалывает и поливает грядки. Если же огородник не будет заниматься подготовкой земли, ухаживать за растениями, а пустит все на самотек и уйдет развлекаться, то, конечно, урожая он не получит.
Никто из здравомыслящих людей не надеется собрать морковь или картофель, если за все лето ни разу не прополол, не окучил и не полил грядки. И огородником себя такой человек не считает. Но в других областях жизни мы то и дело ждем плодов, избегая при этом трудов. Сначала не желаем тратить время и силы, проводим жизнь в развлечениях, а потом возмущаемся, если не получаем желанного результата.
Мы считаем себя хорошими сыновьями и дочерьми. Но пожилые родители неделями ждут от нас телефонного звонка, месяцами — приезда и годами — реальной помощи в тех делах, выполнить которые им уже не по силам. При этом сами мы ждем, что наши родители будут относиться к нам с теплом и любовью. Мы хотим в любой момент получать от них помощь и обижаемся, если не находим у них поддержки и понимания.
В то же время в нашем представлении мы самые заботливые родители, но при этом не находим времени побыть с малышом, почитать книгу дошкольнику, помочь с уроками первокласснику, вместе помолиться и сходить в храм, откровенно поговорить с подростком и т.д. Чаще всего наша забота сводится к покупке детям новой игрушки или гаджета. Впоследствии мы замечаем, что плоды нашего воспитания вовсе не те, на которые мы рассчитывали, и нас переполняют обида и возмущение. Но ведь и труды наши, если говорить откровенно, оставляли желать лучшего.
Мы признаем себя настоящими профессионалами. Но, будучи строителями, мы делаем фундамент заказчику не на совесть, а как легче для нас, не желая трудиться в полную силу. Будучи учителями, мы ленимся внимательно проверить работы учеников. Их ошибки и недочеты так и кочуют из одной работы в другую. Работая менеджером по продаже, мы не считаем нужным проверить товар. В итоге покупатели, среди которых немало пожилых, вынуждены возвращаться, чтобы обменять явный брак. Когда же вместо желаемых нами плодов — признания, хорошей репутации, рекомендаций тех, кто имел с нами дело, и дополнительного материального вознаграждения на нас обрушиваются заслуженные претензии, мы горько сетуем на несправедливость. Но ведь именно наше отношение к своим обязанностям совершенно справедливо и ожидаемо принесло такие плоды.
Мы говорим, что пришли к вере, называем себя христианами и жалуемся на отсутствие «плодов». В нашей внешней и внутренней жизни все остается без изменений, мы по-прежнему расстроены, растеряны, некоторые даже разочарованы. Но откуда же взяться окрыляющей радости, сердечной теплоте, бодрости духа, если мы не то что в будни, но даже по воскресеньям ленимся встать пораньше и пойти в храм, ссылаясь на усталость, и дома не берем в руки молитвослов. Как ждать изменений, если мы не делаем никаких усилий, чтобы соблюдать заповеди, и без сопротивления поддаемся греховным мыслям и делам и ищем только себе удовольствие.
Даже если у человека самые простые обязанности, даже если ему очень нравится его профессия, а благоустройство быта приносит удовольствие, тем не менее все это требует от него напряжения сил, самоотдачи. Тем более, если работа и домашние заботы не отвечают наклонностям и предпочтениям человека, а диктуются обстоятельствами жизни.
В любом случае повседневные труды и обязанности составляют существенную часть того жизненного креста, который несет человек, следуя за Христом (см. Мф. 16, 24). Надо понимать, что этот крест — не наказание, а наше спасение. Он определен нам Господом для того, чтобы мы реализовывали жизнь по Евангелию и приобретали духовный плод: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22—23).
Мы не имеем оснований надеяться жить по-другому, если для тех, кто нуждается в нашей помощи, – будь то родные, знакомые или чужие, у нас нет ни времени, ни сил, ни самого желания помочь. Как требовать от окружающих внимания, порядочности, самоотдачи, если мы не готовы потрудиться ни для кого, кроме самих себя? Что может измениться, если мы не хотим приложить усилие и простить обиды, хотя сами ждем от других всепрощения как чего-то само собой разумеющегося?
Красивые осенние плоды всем своим видом напоминают, что Божией милостью и готовностью трудиться на совесть, без всякой фальши и отговорок человек может обрести также и нетленный плод духа.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции