Что лучше: быть работягой или специалистом с высшим образованием

Общество

Слава богу, что в последнее время спрос на рабочие профессии возрос и их престиж поднимается по сравнению с «лихими девяностыми» и последующими двухтысячными, когда в чести была торговля, перепродажа, а то и того хуже — рэкет. Я очень радовался, когда правительство заговорило, что необходимости возрождать рабочие кадры. Стали проводить конкурсы профессионального мастерства именно среди слесарей, токарей и представителей других рабочих профессий. Но опять-таки вскоре пошел, на мой взгляд, новый перегиб: например, дальнобойщики стали получать в разы больше квалифицированных инженеров или врачей.

Хотя такое, конечно, было и во времена Советского Союза. Я помню, что мой отец, работавший машинистом тепловоза, получал примерно 350 рублей, а мать, инженер-микробиолог,  максимум 120 рублей. То есть разница была в три раза больше. При этом папа окончил всего профессионально-техническое училище, где обучался всего пару лет, а мама училась в институте пять. При этом регулярно раз в пять лет выезжала на курсы повышения квалификации и за 30 лет работы имеет еще шесть дипломов об усовершенствовании. Я еще тогда задался этим вопросом и спросил отца: почему так получается?

— Сынок, а ты видишь, что я езжу в поездки по ночам и дома бываю редко? — был его ответ. — У нас в депо один раз чуть бунт не подняли, что перерабатываем. Пошли к начальнику депо и стали возмущаться. А он достает из кармана расчетный лист с указанием зарплаты и отвечает: «Вам за это деньги платят. Вот, глядите, я, начальник депо, у которого в подчинении три тысячи человек, получаю в два раза меньше, чем вы».

Что лучше: быть работягой или специалистом с высшим образованиемПриступаем к мытью с пеной / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

И ушли тогда работяги ни с чем. Но во времена СССР была совсем другая политика — при социализме рабочим была везде дорога. Поэтому и их труд оплачивался выше, и ордена с медалями вручали в первую очередь по сравнению с инженерно-техническими работниками (ИТР), да и путевками за границу обеспечивались лучше (пусть в основном это были поездки в соцстраны, но все равно). Я помню, что отец за времена моего детства побывал в ГДР, Венгрии, Югославии, Греции и всегда привозил множество подарков. А вот матери на работе не давали почти ничего. Но сейчас-то времена изменились. И я считаю, что каждая специальность должна оплачиваться согласно полученным знаниям. Есть же редкие профессии, например врач-вирусолог, который определяет у людей инфекции, разрабатывает новые лекарства для лечения и борется с новыми опасностями для организма. Для этого же нужны знания и постоянное усовершенствование. И зачем тогда людям учиться по несколько лет, если можно стать, к примеру, сотрудником автосервиса или мойщиком, который будет получать в разы выше вирусолога. Плюс будет уверенность, что без работы ты не останешься: машины ныне есть в каждой семье и пачкаться или ломаться они будут регулярно.

Да, есть профессии, на которые нужно учиться много лет, да и полученные знания не применишь в широких отраслях. Но эти специальности несомненно нужны для нашей страны. И я считаю, оплату рабочих и интеллектуальных специальностей государству надо дифференцировать. Да, я понимаю, что работу того же самого вирусолога трудно спрогнозировать. Но это не означает, что он не нужен для нашей медицины. Так и с другими специалистами, на которые требуются люди с высшим образованием! Неужели наши педагоги не заслуживают хорошей оплаты? Ведь от их работы зависит, сколько патриотов с прекрасными знаниями будет у нас в будущем в стране.

Поэтому мое мнение: каждый специалист должен получать не только по количеству выпускаемой им продукции в настоящее время, но и по качеству работы, нужности той или иной профессии для будущего (ведь результат учителя можно определить не сиюминутно, а только через много лет).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news