ср 16 октября 06:01
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Главная страница ВМ

Сергей Лесков 

ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Как летчики сделали сказку былью

9 февраля отмечается День гражданской авиации. Среди бесконечной череды профессиональных праздников этот стоит особняком. Состояние гражданской авиации — индикатор уровня развития страны. Экономика и технологии, человеческий капитал и образование, а также, это важно, уровень амбиций.

В отличие от других транспортных систем, вроде паровозов, дирижаблей и ракет, незаменимость авиации была принята быстро и единогласно. Однако до революции Россия не смогла войти в узкий ряд пионеров авиастроения. Наши пилоты летали на иномарках, даже легендарный «Илья Муромец» в годы Первой мировой поднимался в воздух на французских моторах.

Взлет нашей авиации и пик ее популярности — результат индустриализации 1930-х годов, высоких притязаний первого социалистического государства («Мы рождены, чтоб сказку сделать былью») и необходимости обеспечить его безопасность в воздухе («И в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ»). Не случайно первые Герои Советского Союза — летчики-полярники. Вся страна чтила «сталинских соколов» и авиаконструкторов, а честолюбивые юноши рвались в авиацию. Кстати, в Москве есть несколько улиц, названных именами летчиц — Валентина Гризодубова, Марина Раскова, Полина Осипенко, Екатерина Зеленко. И хотя авиацией бредил весь мир (сыновья Сталина и Муссолини стали пилотами), множество рекордов принадлежало советским летчикам.

Регулярные пассажирские рейсы в СССР начались в 1923 году. Первый полет — Москва — Нижний Новгород. Летали тогда на иностранной технике, лишь в 1930-х перешли на отечественную. Основной самолет «Аэрофлота» К-5 превосходил конкурента «Юнкерс» по всем параметрам, но стоил в три раза меньше. Крейсерская скорость — 160 км в час, восемь пассажиров, перелетал Кавказский хребет. Было построено 300 машин. Конструктор Константин Калинин погиб в 1938 году, в расстрельном списке подписи Сталина, Жданова и Молотова. Академик Иван Артоболевский сравнивал судьбы двух русских гениев авиации — Сикорского и Калинина. Одного похоронили в Америке как национального героя, а второго убили на родине и забыли его имя. В тюрьме Калинин создал эскиз самолета К-15 с треугольным крылом, которое установлено сегодня на сверхзвуковых самолетах.

На данный момент ничто не угрожает безопасности пассажиров рейса / pixabay.com

На данный момент ничто не угрожает безопасности пассажиров рейса

ФОТО: pixabay.com

В 1950-х годах начался бум гражданской авиации в СССР. Были созданы поколения прекрасных самолетов, которые знали во всем мир: семейства Ту, Ил, Ан, Як. «Аэрофлот» за год перевозил 139 миллионов пассажиров, это Книга рекордов Гиннесса. В 1970–1980-х годах каждый второй самолет в мире был сделан в СССР. Не случайно, в самых популярных фильмах «Экипаж» и «Ирония судьбы» обыгрывалась авиационная тема.

В 1990-е отрасль рухнула, а пассажиропоток упал в три раза. Уверен, трагедия не от великого ума. По инерции Ельцин назначил первым российским премьером министра авиапрома СССР Ивана Силаева, но это не спасло ни отрасль, ни экономику. Пассажиры пересели на «Боинги» и «Аэробусы», что унизительно для страны с великими традициями авиации. Лишь в 2000-е годы мы опомнились, вспомнили о гражданской авиатехнике. Каждый год — по 35 машин, хотя «Боинг» выпускает по 500. Сделано 150 «Сухой Суперджет». В авиапарке также Ту-204 и Ил-96-300. На подходе МС-21.

В 2018 году гражданская авиация России вышла на советский уровень, из них у «Аэрофлота» — 60 миллионов. Нельзя сказать, что полет уже нормальный. Но отрасль вновь встала на крыло.

Новости СМИ2

Виктория Федотова

Контроль не спасет детей от беды

Анна Кудрявцева, диетолог

Чем меньше добавок, тем лучше

Дарья Завгородняя

Чему Западу следует поучиться у нас

Дарья Пиотровская

Запретите женщинам работать

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше