Икона-спасительница
Получивший в позднейшие время название «Московский» список Казанской иконы в 1611 году был принесен казанским ополчением к занятой интервентами Москве, освобождение которой от поляков произошло после моления перед Казанским образом. С этим же списком связано и освобождение Ярославля в 1612 году. После окончания Смутного времени икона была помещена в Казанском соборе на Красной площади. С прискорбием необходимо отметить, что и этот образ был похищен в 1918 году, о его судьбе также ничего неизвестно. Исторически наиболее близким списком означенной иконы является образ, находящийся в Богоявленском Елоховском соборе. По некоторым данным, она была в разрушенном в 1930 году Казанском соборе на Красной площади.
Казанская икона Божией Матери – национальная религиозная святыня России, один из наиболее почитаемых образов Матери Божией и за пределами нашей страны. Иконографически образ относится к особому типу «Одигитрия» со стоящим Богомладенцем.
В начале ХХ века в России почитание иконы было столь велико, что, согласно статистике, число Казанских храмов превышало все остальные. Одно только перечисление позднейших списков Казанской иконы расширило бы наш материал до размеров полнокровной тематической статьи, что также свидетельствует об общенациональном почитании святыни.
Явление иконы произошло в городе Казани и относится ко времени царствования Иоанна IV Грозного. Её почитание связано с тремя иконами: собственно обретенной в Казани, а также двумя списками (Московским и Петербургским). Обретенный образ, находившийся в Казанском девичьем монастыре, похищен в 1904 году и с тех пор о нём нет достоверной информации.
Петербургский чтимый список иконы Казанской Божией Матери принесен в новую столицу по повелению Петра I. Находившаяся до 1811 году в различных храмах Санкт-Петербурга Петербургская Казанская икона была перенесена в построенный Казанский собор, где вновь находится с 2001 года после периода музейного хранения.
Празднование иконы впервые установлено повелением царя Михаила Фёдоровича в 1613 году и совершалось дважды: 8 июля (ст.ст.) – в честь обретения в Казани и 22 октября (ст.ст.) – день освобождения Москвы от поляков.
27 декабря 2004 года день празднования освобождения от поляков Москвы 22 октября / 4 ноября стал общенациональным праздником «народного единства».
Об авторе
С "Вечерней Москвой" начал сотрудничать диакон Сергий Зверев. Диакон Сергий - и.о. руководителя Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского Совета Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции