Сам себе Мастеркард
Фото: «Вечерняя Москва»И вот теперь заговорили уже на самом высоком уровне, что своя платежная система нужна срочно. То есть вчера. Кстати, примерно такой же «трюк», только в общенациональном масштабе те же Visa и MasterCard проделали с Югославией в конце 90-х, когда на нее были наложены американские санкции. Можно было уже от того грома нам «перекреститься». Но, видно, тогда не дошло.
Две международные платежные системы (МПС), подчиняющиеся, по сути, американскому правительству, наглядно показали, что буквально за пару часов могут обрушить всю систему платежей в России, прежде всего связанную с долларами, поскольку практически все долларовые корсчета находятся в Америке. На них приходятся 85 процентов всех трансакций по банковским картам России, за что наши банки (а опосредованно и граждане) платят в год примерно 4 миллиарда долларов комиссионных. Как ни странно, но до сих пор эта «мелочь» никого особенно в России не прельстила. Настолько чтобы вложиться по-крупному в общенациональную систему, а потом стричь купоны. Для создания НПС, говорят, нужно по минимуму миллионов 50 долларов. Но это лишь для того, чтобы просто начать.
С начала 90-х годов инициативы по созданию собственной ПС возникали не раз, но всякий раз на уровне отдельных банков. Государство играло по большей части роль стороннего наблюдателя. Сначала Сбербанк пытался создать (еще в 1993-м) «Сберкарту». Их выпустили аж 3 миллиона штук. Но «карточная культура» тогда в стране была на нуле (она и сейчас невысока, - три четверти обладателей карт используют их лишь для снятия зарплат из банкоматов), карты принимал только сам Сбербанк. Потом промелькнули кометами UnionCard и STB Card. Как ни странно, до сегодняшнего дня дожила «Золотая корона», которая занимает аж третье место после международных гигантов по числу держателей. Но, видимо, все же не она станет основой НПС.
Лет шесть назад впервые заговорили о некоей универсальной электронной карте (УЭК). Планы были амбициозные. Чуть ли не вся жизнь человека, включая его болезни, группу крови, пенсионный счет, пособия и все возможные, в том числе паспортные, данные, будут на ней записаны. Однако производство чипов оказалось отечественным производителям не по зубам. Грубо говоря, такого объема чипы в карточку «не влезали». Пришлось производить УЭК на основе международных же технологий. Возможности у этих карт на сегодня куда скромнее, чем о том трубили несколько лет назад. Эти карты «не выходят» на международные платежные системы. По УЭК ней можно авторизоваться на портале госуслуг, но … при наличии отдельного считывателя смарт-карт (покупаете его сами). Можно расплачиваться в экзотически немногочисленных торговых точках, работающих с платежной системой, сделанной в свое время Сбербанком – называется ПРО100. Все. При снятии денег в «чужих» (не Сбера) банкоматах берут несусветную комиссию. Ее даже берут за проверку баланса, что надо признать сущим зверством. Чтобы выпустить это «чудо» уходит два месяца после заявки (у Visa в худшем случае две недели). При этом все ваши персональные данные красуются непосредственно на карте. Так что если потеряешь – потеряешь себяв буквальном смысле. Эмитировано УЭК на сегодня немногим более 200 тысяч, восторженных откликов не слышно. А ведь ее, напомню, собирались делать обязательной для всех граждан чуть ли с этого января (если только специально сам не откажешься). То есть тщательнее надо, как говорил один сатирик.
Можно, конечно, не мучиться, а заимствовать опыт соседей с востока. Так, Китай пустил две главные МПС на свой рынок только после того, как на нем вовсю уже хозяйничала своя ПС – UnionPay. Причем она же работает еще в 141 стране мира – чаще всего по соглашению с теми же Visa и MasterCard. Вопрос в том, надо ли нам, отвязавшись от американских МПС, лезть в объятия китайской.
Еще ранее была создана японская платежная система – Japan Credit Bureau (JCB). Она охватывает лишь 20 стран, но в других работает в партнерстве с американскими же системами Discover и American Express. Есть еще индийская система, замкнутая, собственно на Индию. Когда мы создадим свою НПС, то скорее всего надо будет тоже договариваться о партнерстве на международном рынке с кем-то из гигантов. Но чтобы вести разговор на равных, сначала надо создать нечто достойное. Такое, что не напоминало бы по «качеству», скажем, худшие образцы отечественного автопрома.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции