Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Квадробика

Квадробика

Как готовились к школе в СССР?

Как готовились к школе в СССР?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Где загорали летом в советской Москве?

Где загорали летом в советской Москве?

ДР панды Катюши

ДР панды Катюши

Как менялась школьная форма в России?

Как менялась школьная форма в России?

Борщевик

Борщевик

Самые необычные пляжи мира

Самые необычные пляжи мира

Популярные летние напитки в СССР

Популярные летние напитки в СССР

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Как будущего академика потеряли на путях

Технологии
30 июня исполнится 100 лет со дня рождения выдающегося ученого и конструктора, общественного и государственного деятеля Владимира Челомея. Великого человека.

… В конце сентября 1964 года Никита Хрущев посетил космодром Байконур. До Октябрьского пленума ЦК КПСС, который снял Первого секретаря со всех постов, оставалось совсем немного. Тучи сгущались, но Хрущев решил отправиться на космодром. Причина была веская – предстояло первое испытание мощной ракеты УР-500. По воспоминаниям очевидцев, важность события была такая, что перед стартом Хрущев наедине говорил с конструктором, а Леонид Брежнев, хотя он и курировал ракетную отрасль, скромно стоял в сторонке. Автором ракеты был легендарный конструктор Владимир Николаевич Челомей.

В тот день Челомей твердо обещал Хрущеву удачный старт. Эта межконтинентальная ракета могла доставить до цели самые большие ядерные боеголовки, могла отправить корабль к другим планетам, могла вывести на околоземную орбиту 20 тонн полезной нагрузки.

Тогда ракета была еще безымянной, первый вариант - «Геркулес», но выбрали в итоге имя «Протон», под которым уже полвека ее знает весь мир. По нынешним неповоротливым временам, когда уже 20 лет мы не можем довести до ума ракету «Ангара», просто удивительно, как Челомей создал надежный и дешевый «Протон» всего за три года.

«Протон» совершил уже почти 400 стартов. Именно эта ракета обеспечивает запуск всех орбитальных станций – все наши «Салюты», «Мир», блоки Международной космической станции. На счету «Протона» все межпланетные аппараты, спутники навигационной системы «ГЛОНАСС», военные и разведывательные аппараты, которые висят на геостационарной орбите.

Несмотря на аварии последних лет, статистика удачных стартов «Протона» остается рекордной для всех классов ракет в мире – 90 процентов. Кстати, для тех, кто любит посыпать голову пеплом и всхлипывать по поводу обвала нашей космонавтики, полезно познакомиться с объективной статистикой. Россия за 6 лет (2004-2010) – 166 удачных старта, 8 неудачных. США – 102 удачных, 5 неудачных. Процент аварийности: Россия – 4,60 процента. США – 4,67. Это соотношение не изменилось и дальше – например, в 2012 году у России было 23 удачных и 1 аварийный старт.

«Протон» - это лишь видимая часть богатого ракетного наследства академик и Дважды Героя Социалистического Труда Владимира Челомея. В его КБ в Реутове была создана знаменитая «сотка» УР-100, которая является основной ударной силой РВСН, базовым элементом нашего ядерного щита, который обеспечил стратегический паритет с США. В годы «холодной войны» в подземных шахтах было зарыто более тысячи челомеевских «соток».

Но двух стихий конструкторскому гению Челомея было мало. Его ракеты покорили морскую стихию. Все крылатые ракеты, которые установлены на наших подводных и надводных кораблях, разработаны коллективом Челомея. Крылатая ракета «Москит» получила в Пентагоне уважительное имя «Убийца авианосцев».

Для молодых инженеров поучительно, что крылатые ракеты – первое увлечение конструктора. Но его не поняли, зарубили, и предложение отправилось в архив. Но конструктор верил в идею и сумел убедить в перспективности направления всех упрямых оппонентов. А еще для молодежи поучительно, что первый научный труд студент Челомей написал в 22 года, и его сочинение стало основным учебным пособием для студентов. Кстати, в 1940 году Владимир Челомей был первым обладателем Сталинской стипендии для молодых одаренных ученых.

Впрочем, судьба ракетного гения могла сложиться иначе. Точнее, судьба вообще могла оборваться. В годы Гражданской войны его родители-учителя скитались по Украине. Однажды оставили у скарба маленького Володю и в суматохе на железнодорожных путях потеряли малыша. Хорошо, что недалеко ушли.

Спустя много лет академик Челомей подтрунивал над матерью: «Кем бы я стал, если бы меня потеряли на железнодорожных путях?»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Владимир Челомей - творец «ядерного щита» России

25 июня на Аллее космонавтов на ВДНХ состоялось открытие закладного камня на месте, где будет установлен памятник академику Владимиру Челомею.

Владимир Николаевич Челомей – один из столпов отечественной космонавтики, был в числе самых засекреченных советских ученых. Объединенное конструкторское бюро 51 – нынешнее НОП Машиностроение, которое возглавлял Челомей, занималось в полном смысле слова «звездными войнами». Уже в 60-70 годах прошлого века отечественными учеными под руководством Владимира Челомея были разработаны первые в мире проекты многоразовых космических аппаратов. Были среди них и такие, которые могли бороться со спутниками вероятного противника в космосе. Была даже разработана для действий в условиях космоса специальная автоматическая пушка, управлять которой должен был специально подготовленный «военный космонавт» (далее...).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.