Шинель капитана Федотова
/ Фото: «Вечерняя Москва»Странное, неповторимое творчество, выросшее не пойми из чего, буквально на пустом месте. Тщетно искусствоведы пытаются отыскать его корни. Известные всем «Сватовство майора», «Вдовушка», «Завтрак аристократа» не имеют аналогов в живописи того времени.
Впрочем, о каком влиянии можно говорить всерьез, если великий художник не получил профессионального образования! Офицер, выпускник Московского кадетского корпуса, он в свободные вечера посещал уроки в Академии художеств, где копировал гипсовые скульптуры. А всему остальному Федотов научился сам.
Начал он с дружеских шаржей на товарищей по полку. Шаржи получались довольно злые, на грани с карикатурой, и нравились не всем героям. Потом Федотов написал большую акварель и взялся за картину «Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара». И даже кончить не успел, как великий князь Михаил Павлович показал ее своему брату-императору. Августейшая резолюция удивила: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи».
Трудно сказать, чего тут больше: монаршей милости или легкомыслия. Офицеру, вынужденному помогать бедствовавшей родне, не имеющему ни художественного образования, ни признания публики, ни одобрения критиков, ни даже законченных картин (!), предлагалось снять эполеты и посвятить себя искусству. Федотов, однако, соглашается.
Это авантюрное решение имело два следствия. Первое – вполне предсказуемое: художник познал крайнюю нужду, тяжко болел, сошел с ума и, всеми забытый, умер в 37 лет. Второе следствие заставляет изумленно пожимать плечами: за восемь лет Федотов не только создал картины, вошедшие в золотой фонд отечественного искусства, но и стал родоначальником русского жанра. Как вся наша литература вышла из гоголевской «Шинели», так из шинели отставного капитана Федотова вышли все передвижники-бытописатели: Перов, В. Маковский, Мясоедов и даже с некоторыми оговорками гигант Репин. А еще этот странный художник создал первые сатирические картины в русской живописи. И если его ранние произведения больше ироничны, нежели злы, то «Игроки» и «Анкор, еще анкор!» показывают окружающую жизнь в поистине страшном свете.
В общем, самоучка Федотов в своем недолгом творчестве наметил столько дорог, что по ним вскоре устремились целые толпы художников-профессионалов. Но лишь единицы из них достигли высот своего предшественника. И очень хорошо, что открывшаяся выставка позволяет нам с благодарностью вспомнить того, кто, извините за пафос, сжег себя на алтаре искусства.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции