Главное
Карта событий
Смотреть карту

Шинель капитана Федотова

Развлечения
Шинель капитана Федотова
/ Фото: «Вечерняя Москва»
25 февраля в Третьяковской галерее открывается выставка Павла Федотова, посвященная 200-летию со дня рождения художника.

Странное, неповторимое творчество, выросшее не пойми из чего, буквально на пустом месте. Тщетно искусствоведы пытаются отыскать его корни. Известные всем «Сватовство майора», «Вдовушка», «Завтрак аристократа» не имеют аналогов в живописи того времени.

Впрочем, о каком влиянии можно говорить всерьез, если великий художник не получил профессионального образования! Офицер, выпускник Московского кадетского корпуса, он в свободные вечера посещал уроки в Академии художеств, где копировал гипсовые скульптуры. А всему остальному Федотов научился сам.

Начал он с дружеских шаржей на товарищей по полку. Шаржи получались довольно злые, на грани с карикатурой, и нравились не всем героям. Потом Федотов написал большую акварель и взялся за картину «Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара». И даже кончить не успел, как великий князь Михаил Павлович показал ее своему брату-императору. Августейшая резолюция удивила: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи».

Трудно сказать, чего тут больше: монаршей милости или легкомыслия. Офицеру, вынужденному помогать бедствовавшей родне, не имеющему ни художественного образования, ни признания публики, ни одобрения критиков, ни даже законченных картин (!), предлагалось снять эполеты и посвятить себя искусству. Федотов, однако, соглашается.

Это авантюрное решение имело два следствия. Первое – вполне предсказуемое: художник познал крайнюю нужду, тяжко болел, сошел с ума и, всеми забытый, умер в 37 лет. Второе следствие заставляет изумленно пожимать плечами: за восемь лет Федотов не только создал картины, вошедшие в золотой фонд отечественного искусства, но и стал родоначальником русского жанра. Как вся наша литература вышла из гоголевской «Шинели», так из шинели отставного капитана Федотова вышли все передвижники-бытописатели: Перов, В. Маковский, Мясоедов и даже с некоторыми оговорками гигант Репин. А еще этот странный художник создал первые сатирические картины в русской живописи. И если его ранние произведения больше ироничны, нежели злы, то «Игроки» и «Анкор, еще анкор!» показывают окружающую жизнь в поистине страшном свете.

В общем, самоучка Федотов в своем недолгом творчестве наметил столько дорог, что по ним вскоре устремились целые толпы художников-профессионалов. Но лишь единицы из них достигли высот своего предшественника. И очень хорошо, что открывшаяся выставка позволяет нам с благодарностью вспомнить того, кто, извините за пафос, сжег себя на алтаре искусства.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты