«...И наши люди мужества полны»
Фото: «Вечерняя Москва»В начале октября 1941-го у села Первый Воин, бывшего военного поселения петровских времен, советская 4-я танковая бригада полковника Михаила Катукова встала насмерть против немецкой 2-й танковой армии генерал-полковника Гейнца Гудериана. Наш народный характер: долго запрягаем, но когда припрет, тогда уже только — насмерть.
Гудериана его солдаты прозвали «Гейнцем-ураганом». Танки армии одного из лучших генералов вермахта вихрем пронеслись по Франции и Польше, за три месяца почти дошли до Москвы. И здесь русские уперлись.
Колонну немецких войск, до полка моторизованной пехоты, встретила рота средних танков из бригады Катукова. Бить начали из засады. Сразу вспыхнуло несколько вражеских бронемашин. Другие развернулись к бою. Навстречу немецким танкам на дорогу рванул взвод лейтенанта Кукаркина с десантом на броне. Танковое орудие плевалось огнем без передышек. Заместитель политрука Багурский, с танковой брони расстреливал бегущих вражеских пехотинцев сначала из винтовки, а потом из пистолета. Почти вся вражеская колонна была разгромлена. Несколько танков противника попытались выйти из боя, скрыться в лощине. Но там они наткнулись на стоявший в засаде танк сержанта Молчанова. Итог боя: уничтожено 16 немецких танков.
Историки после войны пытались проследить дальнейшую фронтовую судьбу лейтенанта Кукаркина. Ничего не нашли. Было еще много боев и много смертей. В память о лейтенанте осталось только несколько строк в боевом донесении будущего маршала бронетанковых войск и дважды Героя, а тогда комбрига-танкиста Катукова.
Как и две строки о лейтенанте Лавриненко из той же 4-й танковой бригады, который в тот же день, 6 октября 1941 года, командуя группой из четырех танков Т-34, решительно атаковал вчетверо превосходящего по силам врага. Гудериановские танки, окружив в чистом поле нашу пехоту, начали тогда расстреливать ее из пулеметов и давить гусеницами. Постоянно меняя огневые позиции и стреляя на ходу, четыре «тридцатьчетверки» лейтенанта Лавриненко в лихом скоротечном бою уничтожили 15 немецких танков, не потеряв ни одной из своих боевых машин.
Битва за Москву дала нашей стране множество героев. 181 из них был удостоен звания Героя Советского Союза. Но героев было неизмеримо больше. Не за звезды на грудь сражались — за Родину.
Они, мужественные люди из самого тяжелого года войны, смогли остановить танки «Гейнца-урагана», об их непоколебимое мужество разбился и весь «Тайфун» - гитлеровский план захвата Москвы.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".
***
Битва за Москву
В течение 203 дней и ночей на дальних и ближних подступах к столице Советского Союза шла ожесточенная борьба частей и соединений советских войск с рвавшимися к Москве полчищами фашистской Германии. В боевых действиях с обеих сторон принимало участие свыше 3 миллионов солдат и офицеров, 2 000 самолетов, 2 700 танков, 21 600 орудий и минометов. Немецко-фашистские войска группы армий «Центр» имели весомое численное преимущество над Красной Армией по воинским ресурсам, самолетам, танкам и артиллерии. Но благодаря мужеству, стойкости, героизму, безграничной преданности российского солдата Родине и воинскому долгу Красная Армия измотала противника в оборонительных боях, а затем, перейдя в контрнаступление, разгромила его. Враг был отброшен от столицы на запад на 100-350 км.
Блицкриг стал блицкапутом
В невероятной по ожесточению битве под Москвой немецко-фашистские войска потерпели первое крупное, стратегическое поражение. Здесь был развеян миф о непобедимости германской армии и окончательно похоронен гитлеровский план блицкрига - молниеносной войны. Потери врага составили 772 тысячи человек, 2 тысячи танков, 757 самолетов.
Москва - город-герой
За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные в битве под Москвой мужество и героизм многим частям и соединениям были присвоены гвардейские звания, десятки тысяч воинов награждены орденами и медалями, свыше 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза,.В 1944 году была учреждена медаль «За оборону Москвы», а 8 мая 1965 года Москве присвоено почетное звание «Город–герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Один против восемнадцати
3 декабря 40-го моторизованный корпус немцев предпринял последнюю попытку прорваться к Москве по Волоколамскому шоссе. На усиление советской пехоты был послан батальон 17-й танковой бригады. Но в батальоне остался целым всего один танк! Он-то и должен был решить поставленную задачу по поддержке пехоты.
Командир танка лейтенант Павел Гудзь вывел КВ-1 на исходную позицию на окраине деревни Нефедьево. На рассвете вражеские танки пошли в атаку — их было 18. Против одного нашего. Экипаж принял бой. Первый выстрел — и вспыхнул головной немецкий танк. Еще выстрел – загорелась вторая бронемашина. После двадцати выстрелов танкистам стало нечем дышать: пороховые газы заволокли все внутреннее пространство. Танкисты задыхались, кашляли, но продолжали драться с врагом. КВ несколько раз сотрясали страшные удары, но броня надежно противостояла вражеским снарядам. Одна за другой запылали еще шесть немецких танков. Наша пехота перешла в контрнаступление, и танк лейтенанта Гудзя пошел за ней,поддерживая пулеметным огнем. Немецкие танки попытались преградить ему дорогу. КВ-1 подбил два из них, а оставшиеся 8 покинули поле боя.
Марш советских танкистов
Броня крепка, и танки наши быстры,
И наши люди мужеством полны.
В строю стоят советские танкисты -
Своей великой Родины сыны.
Гремя огнем, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин,
И первый маршал в бой нас поведет.
Заводов труд и труд колхозных пашен,
Мы защитим, страну свою храня,
Ударной силой орудийных башен
И быстротой, и натиском огня.
Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде,
Мы начеку, мы за врагом следим.
Чужой земли мы не хотим не пяди,
Но и своей вершка не отдадим.
А если к нам полезет враг матерый,
Он будет бит повсюду и везде.
Тогда нажмут водители стартеры
И по лесам, по сопкам, по воде.
Гремя огнем, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин,
И первый маршал в бой нас поведет.
Стихи Бориса Ласкина, музыка братьев Покрасс. 1938 год.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции