Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Дружба, которая умерла и которой вообще не было

Общество
14 января 1998 года Верховная Рада ратифицировала Договор о дружбе с Россией. Было ли обречено это соглашение, текст о расторжении которого как раз был недавно опубликован в Киеве? И была ли дружба?

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией был подписан в мае 1997 года президентами Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой. Верховная Рада ратифицировала его первой: в январе 1998 года. А вот российский парламент сделал это лишь в феврале 1999 года. В том же году, 1 апреля, документ вступил в силу сроком на десять лет с последующей автоматической пролонгацией. 1 октября 2008 года истек срок, когда Россия или Украина могли заявить о выходе из Договора. Поскольку ни одна из сторон не заявила о своем намерении этот документ дезавуировать, то его действие было продлено еще на 10 лет. Новым сроком объявления о намерении выйти из соглашения было 1 октября нынешнего года. Киев «успел» все сделать вовремя. Не только объявив о намерении не продлять договор, но и приняв отдельный закон о его расторжении. Что, строго говоря, было делать даже не нужно.

Сейчас уже мало кто помнит, сколь острыми были дебаты о ратификации этого договора именно в российской Думе. Оппозиционные фракции, а также тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков, главным образом, выступали против статьи, которая признавала территориальную целостность Украины, не оговаривая особый статус Севастополя, а также, как минимум, спорную принадлежность Крыма.

Возражения вызывали и ряд других положений. Например, отсутствие четких гарантий статуса русского языка на Украине. Многие из обозначенных тогда проблем дали о себе знать в 2014-м году. Но в момент подписания Россия надеялась, что тем самым геополитически привяжет к себе Украину. Поэтому в конце 90-х договор был подписан в таком виде, который был более выгоден Киеву, чем Москве. В целом же, если вчитаться во все 41 статью документа, он оставляет впечатление декларативного. Никакой такой «дружбы» в нем зафиксировано в конкретных институтах и процессах не было: одни слова. Даже статус Азовского моря и мореплавания по нему пришлось прописывать отдельным документом, уже в 2003 году. Он как раз оказался гораздо более содержательным, и вполне пригоден даже теперь, после присоединения Крыма к России. Кстати, его Украина пока и не расторгает.

Начиная с весны 2014 года, на Украине не прекращались нападки на договор и требования его денонсировать. Однако Киев не шел на этот шаг. Но теперь воспользовался положением, предусматривающим уведомление за полгода о намерении его не продлевать, после чего весной текущего года он уже официально утратит силу. В контексте нынешней политической обстановки на Украине не было никаких вариантов, при которых договор мог бы выжить. Для Порошенко же очередная акция по разрыву оставшихся связей с Россией нужна хотя бы в контексте его предстоящей кампании по переизбранию президентом. Как и разрыв с Русской православной церковью и учреждение независимой Православной церкви Украины.

Дружба, которая умерла и которой вообще не было Президент России Борис Ельцин и президент Украины Леонид Кучма во время подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной в рамках официального визита Бориса Ельцина в Киев, 31.05.1997. / Фото: РИА Новости

До недавних пор основным аргументом сохранения договора с украинской стороны была как раз статья о признании территориальной целостности Украины. Были предложения судиться с Россией в Международном суде ООН, апеллируя к этому документу. Однако выяснилось, что перспективы такого судебного иска близки к нулю. И потому, что Россия вряд ли бы признала бы юрисдикцию Международного суда в этом вопросе, но еще и потому, что в договоре четко сказано, что все спорные вопросы решаются путем двусторонних переговоров.

Денонсация также дает формальное право и чисто юридическую возможность не только официально ввести военное положение, но и объявить, например, войну России (если это понадобится Порошенко для его переизбрания, скажем) и ввести еще какие-то радикальные меры вроде прекращения всякого транспортного сообщения.

Также в документе была статья, которая призывала защищать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность национальных меньшинств на своей территории, что являлось каким-никаким основанием для требования, как минимум, уважения к русскому языку на Украине, а также к правам Русской православной церкви Московского патриархата. Но теперь эти положения все равно попраны на деле.

В договоре было также предусмотрено уважение на паритетной основе прав граждан двух государств, находящихся на территории друг друга. Впрочем, поведение украинских властей в эту и многие другие статьи давно уже не вписывалось. А теперь гражданам России мужского пола фактически запрещен въезд на территорию страны.

Еще в документе было сказано, что стороны не будут позволять использовать свою территорию в ущерб безопасности другой стороны, а также не будут вступать в альянсы, враждебные другой стороне.

Теоретически, это могло бы служить еще одним основанием для препятствования вступлению Украины в НАТО. Впрочем, на пути данного стремления Киева, признаемся честно, стоял и стоит вовсе не уже мертвый договор, а скорее, угрозы Москвы препятствовать таким намерениям всеми имеющимися средствами, включая, надо понимать, и военные. Что касается положений, предусматривающих развития отношений в сфере военно-технического сотрудничества, транспорта, таможни, культуры, СМИ, туризма, спорта и т.д., то они давно уже не работали.

Выход Украины из договора стал лишь официальной констатацией его смерти. Если когда-нибудь, явно не в ближайшем будущем, Россия и Украина начнут договариваться об основах мирного сосуществования, то рыхлый и содержательно пустоватый (декларативный) текст этого документа им все равно не пригодился бы. В новом документе вряд ли будет присутствовать слово «дружба». И там точно не будет признания Украины в границах на момент распада СССР. А в каких именно границах, с Донбассом или нет, этот вопрос, возможно, еще до конца не прояснен.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.