Главное
Карта событий
Смотреть карту

И не совсем Орлова, и даже не любовь…

Сюжет: 

Телевидение
Развлечения
И не совсем Орлова, и даже не любовь…
/ Фото: «Вечерняя Москва»
Неблагодарное дело - критика. Особенно если речь идет о кино. Ведь о вкусах спорить бессмысленно: от того, что одному нравится, другого с души воротит. Так что, позволив себе высказать негативное отношение к биографическому сериалу «Орлова и Александров», понимаю, что получу. Однако…

Помните, как пелось в старой песне про Канаду, над которой небо синее? «Так похоже на Россию… Только все же – не Россия». Так и тут – вроде и похоже на Орлову, но – не она.

Вообще фильм-биография – киноипостась сложнейшая. И в нем всегда прочтений куда больше, чем фактов. Думаю, в совершенно потрясающей «Открытой книге», снятой по повести Каверина, биография главной героини – гениальной женщины-микробиолога Зинаиды Ермольевой - была автором изрядно додумана и переосмыслена. Но Ермольева никогда не была известна широкой публике – при том, что ее открытием, пенициллином, пользовался каждый. Но с Орловой – история другая. Она-то как раз была на виду.

А потому и спрос с режиссеров и актеров, замахнувшихся на ее биографию, иной. Конечно, сейчас большинство из нас имеют представление о ней по кадрам кинохроники и ее актерским работам, но все же о ее жизни и ее времени известно многое. И еще: Любовь Петровну можно любить или не любить, но она, бесспорно, была мегазвездой советского кино с невероятной требовательностью к себе. И если бы, скажем, сериал назывался «Боброва и Палисандров» и речь в нем шла об абстрактных людях той эпохи – так и господь с ними, но тут-то – все узнаваемы… И коли назвались груздем – соответствуйте.

Старания Олеси Судзиловской и ее работа над образом очевидны. Но Любовь Петровна хоть и торговала молоком в молодости, отчего прятала потом натруженные руки от чужих глаз, была дворянских кровей. И ей было свойственно высокомерие, но не хабалистость, резкость и хлесткость – но не хамовитость, она была заточена на карьеру и решительна, но не строила рожиц и не гримасничала, как простушка. И был, безусловно, странным с общепринятой точки зрения Эйзенштейн, но уж точно не напоминал серьезного Карлссона, каким он вышел в исполнении прекрасного актера Хаева.

Сталин, Горький, Пырьев – все они в фильме немножко клоуны и будто сами на себя шаржи, как шарж сама на себя и Любовь Петровна Судзиловская. И Утесов – голос которого так «близко к тексту» передает Добрынин, - был ярким одесситом, но никогда не был гопником, каким он выглядит в фильме, особенно в своем клоунском парике.

Горько, что и актерской игры в фильме не наблюдается. Это при том, что в нем собраны потрясающие актерские силы – ведь хорош и Белый, и все вышеперечисленные актеры, кто же будет спорить с этим. Но на поверку вышло, что заявленный как сериал о любви фильм больше походит на невеселую буффоннаду, главные герои которой никаким образом не могли так много значить ни для искусства этой страны, ни для ее киноманов.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анатолий Белый, исполнитель роли Григория Александрова

- Этот фильм мы делали о любви Александрова и Орловой друг к другу. Невзирая на постсоветское увлечение порыться в грязном белье, чтобы откопать какую-то подноготную, найти жаренное, «клубничку», у нас - не об этом. В картине рассказываем о судьбоносной встрече двух талантливейших людей, которых судьба соединила в прекрасный союз двух сердец. Более того, такой тип отношений, какой был между Орловой и Александровой, увы, ушел в небытие. Они ведь всю жизнь называли друг друга на «вы». Помимо большой и беспредельной любви между Орловой и Александровым, в их союзе ключевым словом было уважение к личности друг друга. Наш фильм – о вечной любви, а не о том, кто с кем спал. И об уважении человека к человеку, художника к художнику (далее).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты