Главное
Приметы и советы
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Что человек хочет

Общество
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Митрополит Калужский и Боровский Климент / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»
Уча притчами, Христос приводит одну узнаваемую ситуацию из нашей жизни. У отца было два сына. На призыв поработать в его винограднике один из сыновей легко соглашается, но не исполняет свое обещание. Другой же сначала отказывается, но потом раскаивается и идет, становясь соработником отца. В завершение притчи Христос задает вопрос: «Который из двух исполнил волю отца?» (Мф. 21, 31).

Давайте разберемся, какие духовные законы раскрывает Христос в этой притче. В ней Господь указывает на важность исполнения воли отца, а не на то, кто как откликнулся на его просьбу. Пусть и неосознанно для самого человека, но внутренняя интенция есть в нем всегда: он обращен или к Богу, или в противоположную от Него сторону. Направленность к Господу, стремление исполнить Его волю — это индикатор духовной жизни человека.

Во времена земной жизни Спасителя в образе сына, который только на словах обещал, но на самом деле не исполнил волю отца, фарисеи узнавали себя. Казалось бы, они хорошо знали закон Моисеев и педантично следовали всем его предписаниям, но духа Писания не постигали. Для них тщательное исполнение закона было не выражением почитания Истинного Бога, а средством возвышения над остальными людьми. Они не в Бога богатели (см. Лк. 12, 21), а были заняты приобретением преимуществ для себя. Потому-то Христос говорит фарисеям, что в Царстве Небесном их опередят мытари и блудницы (см. Мф. 21, 31).

Это не значит, что исполнять Закон по букве хуже, чем блудить, обирать или еще как-то грешить. Речь о том, что мытари и блудницы не знали Закона, а потому и не исполняли его, но услышав обращенное к ним слово Христово, приняли его как главное руководство в жизни. И это изменило, преобразило через покаяние многих из них. В Евангелии есть тому примеры: жена-грешница стала верной последовательницей Христа, мытарь Закхей увидел Господа и мгновенно прозрел, осознав, как бессмысленно было его неправедное накопление, другой мытарь — Матфей, оставил свое стяжание и стал учеником и апостолом Христа.

В то же время знатоки Писания упорно отвергали Господа. В Иисусе Христе они не распознали Законодателя, чей закон они якобы чтили. Самые грозные слова и обличения Спаситель обращает именно к ним, к представителям интеллектуальной и духовной элиты богоизбранного народа, потому что они были поражены трудноизлечимой болезнью — лицемерием (ханжеством, криводушием, притворством, фальшью). Украшенными гробами, наполненными гнилью, назвал их Христос (см. Мф. 23, 27).

Блудники и мытари страдали иного рода пороками, с виду гораздо более безобразными, чем грех книжников и фарисеев. Но явные грешники смогли расслышать Христа и поверить Ему, смогли возненавидеть свою жизнь ради спасения души (ср. Лк. 14, 26). А мнимые праведники продолжали цепляться за свой имидж, украшать крышку гроба, не обращая внимания на гниющего в нем мертвеца (см. Мф. 8, 22), — так вслед за Христом святые отцы назвали человеческую душу, погрязшую в грехах и страстях.

Сегодня человек, размышляя над этой притчей, может признать: «Я и отпетый грешник, наподобие мытарей и блудниц, и мнимый праведник, как фарисеи. Все перемешано в моей душе. Вижу себя среди тех и других!». Кого же в наше время следует подразумевать под каждым из сыновей, упоминаемых в притче?

В толковании святых отцов эта притча обращена к тем христианам, которые целиком надеются на свою принадлежность к Церкви и не прилагают собственных усилий для усвоения спасения, дарованного Христом. Преподобный Максим Исповедник предупреждал, что слова Спасителя адресованы нам, «нынешним фарисеям». Не окружение созидает вечную участь человека, а его свободный внутренний выбор. Ни среда, ни эпоха, ни какие-либо другие внешние факторы в данном случае не играют никакой роли. Декорации, антураж, костюмы — все меняется, а проблема «номер один» остается: как человек самоопределяется перед лицом Бога.

Нынешние фарисеи не отрицают Христа. Да и евангельские фарисеи формально не отвергали Господа, они просто Его не узнали. Из Писания им было известно, что грядет Мессия, и они ожидали Его, заранее определив, что Он должен сделать для Израиля и лично для них. Так и сейчас можно считать себя верующим во Христа, но принимать вместо реального Бога вымышленное божество и служить (отдавать все силы и все время) созданному для себя идолу, то есть быть по существу язычником, называя себя православным.

В притче под образом сына, который мнимо уважил отца, подразумеваются формальные христиане, которые внешне, на словах принимают Христа, но на деле не хотят тратить свое время и силы на следование Его воле. Что-то они могут и делать — нечто привычное, не составляющее для них особого труда. Но от них нельзя ожидать серьезных шагов по изменению своей души, самопожертвования, решимости отказаться от каких-либо своих интересов ради помощи другим людям.

Отказавший, но раскаявшийся сын, на деле исполнивший отцовскую волю — это образ человека, который может пребывать еще вне Церкви и даже сомневаться в истинности христианского учения, но иметь внутреннюю готовность решительно последовать воле Божией, как только она ему откроется, подобно благоразумному разбойнику. Он действительно был грешником, но имел правильный душевный настрой. Благодаря этому в наступивший «момент икс» он выбрал Бога совершенно бескорыстно, не ради чудес или избавления от мучений, а только потому, что увидел во Христе Истину и на пороге смерти ожил душой.

Современным христианам доступны и молитва, и благодатные таинства Церкви, и сокровища святоотеческой мысли, но многие из крещеных так и не познали Истину сердцем (ср. Мф. 13, 15), по своей воле оставаясь духовно безжизненными. Ведь не словами, а делами определяется то, что человек действительно хочет иметь в своей жизни: стремится ли он к единству с Богом или погрязает в житейских заботах, ищет ли спасения души или отправляется на поиски славы и удовольствия.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
Приметы и советы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.