Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Три тренда "Золотого орла"

Развлечения
Три тренда «Золотого орла»
/ Фото: «Вечерняя Москва»
В пятницу, 23 января были названы лауреаты кинопремии «Золотой орел». Авторитет ее заметно вырос за последние годы, и теперь, пожалуй, она ни в чем не уступает своей старшей сестре и сопернице «Нике». Ежегодный бой двух крылатых существ вызывает улыбку: состав киноакадемий во многом схож, но итоги голосования обычно не совпадают.

Но проблема противостояния «Орла» и «Ники» гораздо серьезней и глубже. Это не тот случай, когда конкуренция идет во благо. Мало того, что два списка лауреатов умаляют значение друг друга. Из-за противоборства организаторов «Орла» и «Ники» режиссеры порой вообще отказываются номинировать свои картины на премию, учрежденную «противниками». А результат прискорбен: в России сейчас нет национальной кинопремии, авторитет которой никем не подвергался бы сомнению.

Впрочем, на этот раз «Золотому Орлу» удалось снять все сливки с отечественного кино-2014. В наиболее престижных номинациях победителями признаны действительно самые заметные работы последнего года: «Солнечный удар» Никиты Михалкова (лучший фильм), «Левиафан» Андрея Звягинцева (лучший режиссер) и «Оттепель» Валерия Тодоровского («большой» телесериал). Примечательно, что каждая из них олицетворяет собой определенный тренд в общественных настроениях.

Фильм Михалкова – это возрожденный в стране патриотизм, это идеализация потерянной России и ненависть к ее убийцам-большевикам. А еще «Солнечный удар» - очередное доказательство жизнеспособности большого стиля, который всегда любим публикой и в котором у нас сейчас, кажется, способен работать только Михалков. Жестокая картина Звягинцева выносит коррупции приговор без права на обжалование. И художественная гиперболизация реальной проблемы, которая волнует миллионы людей, для борьбы с коррупцией может сделать больше, чем иные постановления. Кстати, символично, что оба фильма-лауреата сняты при финансовой поддержке государства. Сам факт финансирования неполиткорректного «Левиафана» министерством культуры - лучшее свидетельство того, что государство поддерживает, условно говоря, не только «ура-патриотическое» искусство, как хотят это представить на Западе. И, наконец, третий тренд «Золотого орла» – это ностальгия по прошлому, которым живет значительная часть общества. Ушлые кинематографисты эксплуатируют ее в хвост и в гриву, штампуя ретро-сериалы один за другим. Но лишь Валерию Тодоровскому удалось снять настоящее художественное кино, сериальное больше по формату, нежели по качеству.

В общем, «Золотой орел» еще раз показал, что российский кинематограф, кажется, оживает. И уже вполне конкурентоспособен. Практически каждый год появляется несколько весьма достойных фильмов, которые надо обязательно посмотреть.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции