Ветераны цирка остаются на манеже
Сюжет:
Первый Микрофон5 сентября в Большом Московском цирке состоялось открытие его именной звезды. Сегодня цирк переживает новое рождение, становление, если хотите. Конечно, нам еще очень многого не хватает. С развалом Советского Союза мы потеряли артистический состав. И до сих пор цирковые школы разрозненны. Одни уехали за рубеж и стали искать лучшей жизни там. Другие ушли из цирка, сменив призвание и талант на профессию по «требованию». Такие были времена.
Нужно было приспосабливаться. Но и сейчас многие артисты оставляют Россию, уезжая тренироваться «на хлеба» в другие страны. Вот, к примеру, я армянин. И при этом я патриот России. Еще в 1969 году мне предлагали уехать в Италию, потом сулили золотые горы в Штатах и Германии. Может быть, и уехал бы, но... Дело в том, что я чересчур советский человек. Так же, как и мои дети, которые тоже никуда не уедут.
Самое страшное, что многие руководители цирков придерживаются мнения: чтобы выжить, нужно гнать с манежа старых артистов. Это утопия, к сожалению, ставшая жестокой реальностью. Нужно высушить это «болото», затягивающее артистов всех возрастов. Мастера советской школы необходимы современному цирку, прежде всего чтобы сохранить и передать не только традиции, но и уровень мастерства. В Москве два прекрасных цирка, которые задают вектор развития цирковых жанров.
В Большом Московском цирке и Цирке имени Юрия Никулина можно творить все что угодно. Никто не ограничит полет фантазии артистов и режиссеров. И сегодня, когда у нас непростая экономическая ситуация, самое время подумать о возрождении цирковых традиций. Ведь за рубежом нас знают именно как русский цирк, а не как российский. Поэтому именно на манеже мы можем снова оказаться впереди планеты всей, как было раньше. Верю, что с приходом нового руководителя Росгосцирка так оно и будет.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции