Жертвы духовной слепоты
При этом евхаристическое общение, то есть возможность общей молитвы и богослужения, сохраняется. Как будто бы ветви мощного дерева во время бури обломились, но еще удерживаются частями коры.Так и Священный Синод РПЦ не стал лишать миллионы верующих радости совместной молитвы.
Тем не менее, за многовековую историю отношений двух церквей, которых связывают не только общность обрядов, но и почти кровные узы, это самый тяжкий разрыв. Даже в годы смут, войн и катаклизмов в русских храмах возносились молитвы за Константинопольских первосвятителей. Ведь свет веры православной на Русь пришел из Константинополя. И сегодня мы видим, как родитель отрекается от своего дитя.
Претендуя на первенство в духовном авторитете среди православного мира, Константинопольский патриархат ведет себя наперекор евангельским заповедям, ибо сказано: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25). Так, вместо кротости, и взаимной любви мы видим надменную спесь. Казалось, что времена церковных расколов, оставившие глубокие шрамы на теле вселенского православия, навсегда отошли в прошлое. Увы. Старейший патриархат оказался пораженным собственной гордыней. Или нет? Может Константинопольский патриарх принял решение под давлением? Если так, то почему он не призвал на помощь своих братьев-предстоятелей автокефальных церквей? Неужели кто-то отказал бы в просьбе помочь унять чью-то злую волю извне? Тишина.
После падения Константинополя под напором турок в 1453 году, Россия подхватила хоругвь православной веры, став на века духовным оплотом для всех единоверцев, где бы они не жили. Сегодня, как будто время повернулось вспять. Но мы помним, что «Бог – судия праведный, всякий день строго взыскивающий» (Пс. 7:12).
Священный Синод Русской православной церкви, даже перед лицом явно враждебных и нетерпимых действий, не желает рвать отношения с Константинополем. Будем молиться, чтобы между братскими церквями продолжался мир и благоденствие, а не ненависть и вражда.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции