Где деньги, «Натали»
А финансовых гарантий у нее - всего на 150,5 миллионов рублей. Для выплат всем клиентам, конечно, не хватит. Об этом заявила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Да кто бы сомневался!
Туристический рынок в России устроен таким образом, что гарантий, фактически, никто никому не дает. Давайте вспомним банкротства таких акул, как "Капитал Тур", «Ланта-тур вояж», "Нева", "Лабринт"... Компании уходят с рынка колоннами, и буквально каждая в той или иной степени кидает нас, клиентов!
А смежники - авиаперевозчики? Там тоже все не так весело. Вспомните, как сложила крылья "Трансаэро". Как рухнула "Вим Авиа", а его владельцы - Рашид Мурсекаев и его жена Светлана свалили от долгов зарубеж. Я сам, помню, имел на руках билет этой чудной компании и неделю жил на нервах - улечу в отпуск или не улечу.
Почему все это происходит?
Можно, конечно, долго рассуждать о схлопывающемся рынке. О том, что "умные все стали" и бронируют туры самостоятельно, что подрывает основы бизнеса туроператоров. Все это правда, но... Где же государство? Где правительство, которое должно регулировать рынок? Кое-где оно порядок очень даже навело.
Если, например, вдруг решил обанкротиться какой-то крупный банк, вроде "Открытия", его Центробанк спасает. А еще создано агентство по страхованию вкладов, и деньги в банк можно нести без страха. Если соблюдать правило - не храни в одном больше 1,4 миллионов рублей.
Или возьмем строительный рынок. Столичные власти так контролируют застройщиков, что появление обманутых дольщиков в Москве теперь в принципе невозможно. А скоро будет невозможно и во всей России - "долевку", где жулик на жулике, заменяют проектным финансированием строительства.
Почему бы что-то похожее не ввести на туристическом рынке? А именно - четко выстроенную систему гарантий. Проще говоря, если ты путевку купил, то в любом случае улетишь и отдохнешь. Ну или деньги назад. Полную стоимость тура. Сейчас кое-какая система гарантий тоже есть, но она слабенькая.
Российский союз туриндустрии уже подсчитал, что если всем купившим у "Натали" путевки вернуть деньги, то получится всего 15,6 тысячи рублей - малая часть цены. Несерьезно это. И если такую систему госгарантий не ввести, то отрасль продолжит загибаться. Зачем я буду рисковать, связываясь с туроператором, если можно - хотя это и немного сложнее - забронировать отель самостоятельно? Туристы просто из страха научатся это делать. В общем, мне кажется, правительству настало время вмешаться.
ЕЩЕ МНЕНИЕ
Утоли мои печали, «Натали»
Лето, разгар отпусков. И - уже традиционно - "посыпались" турагентства. Стремительно - менее чем за месяц - прекратили действовать "Радуга Трэвел", "Матрешка", "Аврора БГ", "Премиум Трэвел Групп", "DSBW Tours" и самая известная в этом списке туристическая компания "Натали Турс". На сегодняшний момент она отменила все чартеры и аннулировала все туры.
Три с половиной тысячи клиентов "Натали" находятся сейчас за границей. У многих - проблемы с гостиницами. Обратные билеты, вроде бы, оплачены. Но - за гостиницу платить приходится повторно. И "завис" отдых у тех, кто поездку уже оплатил. Как-то возобновить работу "Натали Турс" собирается только в октябре месяце. А лето-то пройдет! (далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции