«Сетевая наркомания» как новый вид опасности на дорогах
Удар я почувствовал в тот самый момент, когда пытался понять, откуда звонок. Бампер моего авто толкнул впереди ползущий иномарку. Пропущу все, что успела сказать мне всего за одну минуту девушка-водитель, потом мы осмотрели ее автомобиль и, к ее разочарованию и моему счастью, не обнаружили на нем никаких повреждений...
Мне несказанно повезло, обычно такие истории заканчиваются иначе. Отечественной статистики по этому поводу я не обнаружил, придется воспользоваться американской. По данным Национального совета безопасности, мобильный телефон ежегодно становится причиной более 27 процентов автомобильных аварий. Дотошные американцы провели опрос водителей, который принес просто-таки пугающие результаты. Выяснилось, что за рулем 61 процент водителей, помимо разговоров, набирают текстовые сообщения, 33 процента пользуются почтой, 27 процентов сидят в Facebookе, 27 процентов снимают на мобильник видео, 17 процентов делают селфи, 14 процентов отправляют фото, 10 процентов общаются в видеочатах...
Хуже того, пятая часть опрошенных сознались, что каждую минуту испытывают потребность проверять свои социальные сети и даже нахождение за рулем не может их остановить...
Кстати, уже и термин соответствующий появился — «сетевая наркомания». А вот еще одно печальное обстоятельство: Национальный совет безопасности считает, что 27 процентов — это, скорее всего, заниженная цифра, поскольку водители по понятной причине скрывают факт использования телефона в момент аварии. Надо ли объяснять, что за этими цифрами — погибшие и искалеченные в автопроисшествиях люди, изломанные судьбы горе-водителей, оказавшихся под судом, не говоря уже о беcсчетном количестве покореженных автомобилей...
Между тем почти в каждой стране разговоры по телефону за рулем запрещены. Правда, уровень категоричности этих запретов везде разный. Где-то строго не разрешается брать в руки трубку вплоть до отъема водительских прав, где-то сделаны послабления. В нашей стране, например, закон позволяет автомобилистам пользоваться гарнитурой для громкой связи. Лично я сомневаюсь, что hands free сильно облегчает проблему. Да, в этом случает шофер может держать руль двумя руками, но вряд его внимание заметно возрастает.
Эксперты, кстати, не подтверждают, что водители, которые пользуются за рулем гарнитурой hands free, более сосредоточены, чем те, кто держит телефон в руке. Наоборот, они утверждают, что любое общение водителя по мобильной связи резко увеличивает риск аварии, при этом не важно, пользуется ли он беспроводной гарнитурой.
Как видим, последствия вроде бы невинного телефонного разговора могут обернуться большой бедой. Но вот что мне кажется странным: наказание за такое нарушение правил вполне себе терпимое. Цитирую статью 12.361 Кодекса об административных правонарушениях: «Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».
Согласитесь, вполне терпимо. (Эта сумма, кстати, превышает стоимость самой дешевой беспроводной гарнитуры в три раза. Есть о чем подумать, верно?) Но и это еще не все...
Скажите, читатель, вам хоть однажды приходилось видеть, как инспектор ГИБДД наказывал непутевого водителя за телефонный разговор во время движения? Лично мне не приходилось. Возможно, я плохо смотрел, но и все мои знакомые, с кем удалось перемолвиться, такой случай тоже припомнить не смогли...
И еще одно обстоятельство меня беспокоит — такси. Автомобилей желтого цвета насчитывается в Москве 47 тысяч и 127 тысяч — в Московской области (40 процентов из них также работают в Москве). Ежедневно с их помощью передвигаются по городу около 760 тысяч пассажиров. И все бы отлично, если бы не одно «но»: все заказы на поездки таксисты получают по интернету, а проще сказать, по мобильному телефону. Так вот, количество ДТП с водителями такси на территории Москвы выросло в полтора раза, если сравнить число аварий, случившихся в первые полгода 2018 года с аналогичным показателем за первые шесть месяцев прошлого года. Всего же с января по июнь таксисты поучаствовали в 405 ДТП. При этом выросла доля аварий с такси и в общем количестве ДТП — с 6,6 процента до 9,9 процента. Улавливаете связь с телефонной темой? Да, у таксистов очень напряженный труд и растяжимый рабочий день, да, далеко не все они образцовые водители, и все же именно постоянные телефонные разговоры, я уверен, больше всего сказываются на безопасности.
И что делать, спросит читатель, где выход? Он давно известен и очень прост. Если вам действительно крайне необходимо по ходу поездки пообщаться по телефону, сделайте так: подкатите к обочине, остановитесь и разговаривайте сколько угодно. И таксисты? Да, и таксисты тоже. Другого способа спасти нас, сидящих за рулем, наших пассажиров и прохожих я, увы, не вижу.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции