Без Москвы «и ни туды, и ни сюды»
В провинции про Москву часто говорят, что она «жирует», намекая на большую разницу в доходах населения и уровне развития региональной экономики. Такая неравномерность действительно существует, она сложилась не вчера и даже не позавчера, а является исторически присущей чертой экономики сверхцентрализованного государства, каковым Россия всегда и являлась. Существуют правительственные программы, направленные на смягчение межрегиональных различий. В том числе Москва ежегодно перечисляет 2 трлн рублей в федеральный бюджет, которые идут на выравнивание бюджетной обеспеченности других регионов. Однако прежде чем отдать в «пользу бедных», эти 2 трлн надо заработать (создать). И такая задача по силам лишь масштабной экономике, каковой и является экономика Московского региона.
Что касается различий, то они будут всегда и неизбежны в рыночной экономике, которая так устроена, что вообще не может развиваться «равномерно»: в ней должны быть именно локомотивы, и в ней неизбежны отстающие.
Времена утопистов, мечтавших о государствах как сообществах мирных, преимущественно аграрных общин, давно прошли. Современная экономика другая. И в ней действительно огромные городские агломерации играют принципиально важную роль. Гораздо более важную, чем даже во времена промышленной революции. И не только как рынки сбыта (до 70 процентов своей продукции близлежащие регионы поставляют именно в Москву), но и как сосредоточение новейших технологий, высокопрофессиональных кадров, инвестиций, которые все вместе создают новое качество экономики всей страны в целом. Такие технологии, во всяком случае далеко не все из них, невозможно развивать где-то «на отшибе», в глухой провинции. Для их поддержания и развития нужна в том числе атмосфера современного благоустроенного, комфортного для проживания города. И сколько бы скептики ни ругали московский «урбанизм» (мол, у нас в регионах таких денег на благоустройство позволить себе не могут), он является неотъемлемой и необходимой частью решения задачи по созданию в агломерации атмосферы креативности (созидательности), без которой современная экономика немыслима. Как говорится, почитайте Ричарда Флориду про «креативный класс».
Москва на сегодняшний день является одним из самых привлекательных регионов для инвестиций. Доля вложений, приходящихся на столицу, в общем объеме инвестиций страны в прошлом году достигла рекорда за два десятилетия. Именно на Москву по итогам 2018 года пришлось 13,8 процента от инвестиций в основной капитал в целом по России. Рекорд пока не побит: в 1999 году этот показатель достигал 14,3 процента, но зато в 2009–2012 годах доля Москвы опускалась ниже 10 процентов, а с 2012 года стала расти. Это значит, что московский инвестиционный климат с тех пор стал улучшаться. Капиталу ведь не прикажешь — сюда вкладывай, а сюда нет. Он идет туда, где лучше и перспективнее. В том числе в пользу инвестиционной привлекательности говорят объемы вводимого жилья, наличие социальной инфраструктуры, плотность и качество дорог и т.д.
В настоящее время на долю Москвы приходятся 26 процентов ВВП всей России, а вместе с Петербургом — 32 процента. По прогнозам, к 2025 году две столицы будут обеспечивать более 40 процентов ВВП всей страны. Это не значит, что остальные регионы обезлюдеют и что там настанет разруха. Это значит, что именно агломерации в современной экономике растут более быстрыми темпами, чем другие регионы. И если не станет агломераций, то вот тогда и настанет разруха.
Надо сказать, что роль агломераций и крупных городов, вокруг которых они складываются, растет во всем мире. Так, например, мало кто знает, что сегодня пятой экономикой мира (к каковому месту мы стремимся) является вовсе не Германия, а (если раздробить Америку на разные государства) штат Калифорния. Это во многом одна сплошная агломерация. В прошлом году она обогнала по объемам ВВП Великобританию, произведя товаров, услуг и технологий на 3 трлн долларов. Никому ведь в голову не приходит «ради выравнивания» и по принципу «отнять и поделить» изъять часть произведенного в Калифорнии богатства и отдать бедным штатам Оклахома или Алабама. Потому что Калифорния с ее Кремниевой долиной — это как раз то самое новое качество постиндустриальной экономики. И составляя лишь 12 процентов населения США (доля Московского региона в населении России намного выше), этот штат производит почти 15 процентов всего американского ВВП, и эта доля неуклонно растет все последние годы. Он также дает 16 процентов прироста числа рабочих мест по стране. Так что в каком-то смысле Москва для России — это как Калифорния для Америки. Даже больше.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции