Москва становится светлее
Когда я был студентом, то был потрясен снимком известного советского фотокорреспондента Виктора Темина «Вечерний Мурманск». Дома, стоящие на набережной, отбрасывали шикарные тени, а промежутки были буквально залиты мощными потоками света. Побывав в Мурманске, я ни разу ничего подобного не видел и все гадал: как же он сделал такую фотографию?
Секрет мне раскрыл фотограф Май Начинкин, хорошо знавший Виктора Темина. Оказывается, предприимчивый фотограф договорился с командующим флотом и попросил, чтоб на короткое время прожекторы кораблей направили на город — так и получилась фотография. Когда же я был студентом и пытался в 1985 году снимать Москву, то все время удивлялся, почему у меня снимки выходят такими темными? Москва была очень скудно освещена. Здания оставались черными большими пятнами, фонари уличного освещения были далеко не везде. Столица вечером и ночью представляла довольно грустное зрелище: витрины магазинов гасли, машин было мало — лишь редкие вывески горели неоновым светом, да ветер носил по улицам бумажный мусор. Сейчас ситуация изменилась в корне.
Если гулять по центру, то на улицах светло всегда. Вывесок стало в десятки раз больше, витрины горят круглосуточно, а уличное освещение стало очень продуманным и необычайно ярким. Если на рубеже 1990–2000-х снимать архитектуру Москвы стало невозможно из-за обилия рекламных баннеров, которые устанавливали где попало, то теперь строгие линии улиц и контуры домов практически ничто не загораживает. Освещение домов продумывается властями, и памятники архитектуры лучше снимать вечером — тогда уж не мешает яркое небо, а стены того же Московского кремля выглядят так, будто там каждый день праздник.
В годы моего студенчества яркий свет был уделом основных магистралей и нескольких центральных зданий. Обычные улочки, подъезды, парки — все погружалось в кромешную тьму. После 21:00 гулять в тех же «Сокольниках» или в парке Горького было страшновато. Теперь же в парки можно заходить в любое время ночи: светодиодные фонари на аллеях поначалу давали ощущение, что весь парк — гигантская киносъемочная площадка и по ней можно свободно гулять — это просто перерыв в съемках, и скоро все выключат.
Так что самое видимое преображение столицы именно в том, что она стала необычайно светлая. Когда я был ребенком, в школе все время говорили, что я буду жить в светлом будущем и при коммунизме — так и получилось: живу в светлом будущем, но без коммунизма. Второе, как выяснилось, вовсе необязательно.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции