Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Патриотизм нельзя включить

Общество
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил ввести в школы новый культурологический курс, «вокруг которого и формировалось бы в сознании наших учащихся целостное понимание истории и культуры России».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил ввести в школы новый культурологический курс, «вокруг которого и формировалось бы в сознании наших учащихся целостное понимание истории и культуры России».

Патриарх по-своему прав. Новые знания всегда полезны. Но можно ли рассчитывать, что цели, достижение которых предполагает изучение этого курса, будут достигнуты? Можно ли научить любить Родину, ее историю, культуру?

Писатель-маринист, бывший офицер-подводник Александр Покровский вспоминал, что дети, росшие в закрытых городах-гарнизонах на Севере, пели «Союз нерушимый» перед уроками сами, безо всяких напоминаний. Что такое служба Отечеству и с каким она связана риском, они знали на примерах своих семей. У некоторых отцы не вернулись из походов. Детям морских офицеров не нужно было никаких дополнительных курсов, чтобы что-то понимать.

Патриотизм нельзя привить директивно, равно как и веру. Только личным примером.

Патриотизм нельзя включить Так можно давать программу и даже подготовить к сдаче ЕГЭ, но развить гражданское чувство — едва ли / Фото: Наталия Нечаева / Вечерняя Москва

Возможностей припасть к истокам сегодня пруд пруди. В обычных городах, где нет гарнизонов, влюбленные в профессию учителя-историки дают детям много сверх обязательной школьной программы. Они проводят уроки в музеях, ездят на экскурсии и в экспедиции. Не отстают от них и словесники, рассказы которых о писателях, поэтах дети слушают с открытыми ртами. В эпоху интернета такие учителя умеют привить любовь к живому слову, невиртуальному общению. Они безо всяких дополнительных курсов давно делают то, что предложил патриарх: прививают любовь к Отечеству. Школьники всегда чувствуют, любит ли свой предмет учитель или просто отбывает номер. К тем, кто любит, тянутся и помнят всю оставшуюся жизнь. Разумеется, их немного, и каждый такой педагог — настоящий клад.

История и литература не укладываются в формулы и теоремы, поэтому сам процесс их преподавания не может свестись к простой зубрежке дат, имен и событий. Так можно давать программу и даже подготовить к сдаче ЕГЭ, но развить гражданское чувство — едва ли. Скорее всего, повзрослев, дети постараются забыть всех этих «номерных» Иванов и Петров как страшный сон.

Много ли преуспеют в развитии гражданского чувства учителя-начетники (их никак не меньше половины), которые во главу угла ставят усвоение необходимого минимума сведений из учебников и чтобы на их уроках не шумели и сидели ровно?

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Школьникам нужен стержень

Колонка обозревателя «Вечерней Москвы» Михаила Виноградова:

Настало время сказать то, о чем многие давно думали. «Отдельные аспекты общекультурного воспитания включены в ряд учебных предметов...(далее...)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.