Чем театр прельщает зрителя
И за всем этим мы как-то подзабыли, что такого масштабного городского финансирования театров, как в нашей столице, нет нигде: театры за рубежом большей частью — частные, труппа просто собирается на определенный проект, играет спектакль, пока зрители покупают билеты, а потом все расходятся. А у нас сумма городом выделяется на поддержание театров огромная, тут, конечно, самое главное суметь правильно ею распорядиться.
Но есть и другой вопрос: куда идет современный театр? Театр начинается с режиссера. И к сожалению, в 2019 году мы потеряли великих мастеров — Марка Захарова, Галину Волчек, Сергея Юрского. Поколение великих уходит, естественно, встает вопрос, кто придет на смену? Не менее животрепещущий вопрос — каким именно будет современный театр в эпоху, когда вопрос цензуры практически снят. Я замечаю, что в наши дни эпатаж в театре становится все более заметным явлением.
К счастью, в Москве — огромное количество самых разных спектаклей, и это очень хорошо, что зрители могут выбрать, куда пойти сегодня. Как режиссер я придерживаюсь позиции, что на театральной поляне должны расти все цветы. Другое дело, что у каждого цветка должен быть свой ареал обитания. А вот с этим осознанием у нас пока туго.
Полностью согласен с Юрием Соломиным, что сегодня в театре самый наболевший театральный вопрос — вопрос цензуры. Я придерживаюсь непопулярной точки зрения, что у каждого режиссера должна существовать внутренняя цензура, самоцензура. И даже если он создает фантазию на тему классического текста, если что-то и соединяет в «коллаж», то это всегда должно быть связано с определенной философией. А вот тенденции, когда переписывается современным языком с долей стеба классика, будь то Достоевский или Пушкин, — этого быть не должно.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции