Крепче за баранку держись, шофер

Транспорт
Самая массовая профессия в России — водители, 6,6 миллиона. Так говорит Минтруд. Кроме того, по данным ФНС, у нас 38 миллионов собственников автомобилей.

То есть каждый третий взрослый гражданин является водителем. Однако с большой вероятностью уже в скором будущем эта профессия исчезнет, как, к примеру, заготовщик льда, кучер, тапер, телефонистка и машинистка. К этому шло давно, просто мы, наслаждаясь на виражах, не задумывались о неизбежном…

Идея беспилотного транспорта появилась сразу, как только возник транспорт. Это хотя бы вопрос безопасности. Даже такому пронырливому человеку, как Остап Бендер, не удалось на московской улице увернуться от гужевого транспорта, что едва не погубило его холостую жизнь. Но также очевидно, что автомату доступны задачи, которые находятся за границей физических и интеллектуальных возможностей человека.

Наиболее ярко это проявляется в космонавтике. До Гагарина были спутники. И еще в эпоху Королева были отправлены аппараты к Луне и к Марсу, которым удалось приземлиться на их поверхность. Одновременно с американскими астронавтами на Луне дважды побывали советские луноходы. Космические беспилотники изъездили Луну вдоль и поперек и увидели гораздо больше, чем неуклюжие астронавты. Наши луноходы были сделаны в Химках, на НПО имени Лавочкина, которое стало мировым лидером на этом направлении. Кроме того, в те же годы СССР впервые в мире с помощью автомата доставил на Землю лунный реголит. Бесценный груз до сих пор исследуется в Институте геохимии и аналитической химии на Воробьевых горах.

Крепче за баранку держись, шоферИдея беспилотного транспорта появилась сразу, как только возник транспорт / Фото: pixabay.com

Высшим техническим достижением СССР стал космический самолет «Буран» (разработчик — НПО «Молния» в Тушине). Мне посчастливилось побывать на его старте и посадке на Байконуре в 1988 году. В отличие от американских шаттлов, советский космический самолет мог летать в беспилотном режиме. Можно сто раз говорить об отставании СССР в микроэлектронике, но «Буран» приземлился на посадочной полосе с точностью до сантиметров, что было в ту эпоху недоступно США.

Будущее космонавтики — автоматические аппараты, которые начнут колонизацию планет и отправятся в дальний космос, недоступный человеку до тех пор, пока он не решит проблему бессмертия. Профессия космонавта станет уделом романтиков, которые, как серфингисты, будут кружить вокруг планеты. Гимном космонавтов станет песня Валерия Сюткина «Любите девушки простых романтиков, отважных летчиков и моряков».

Кстати, о моряках. Вода — враждебная человеку стихия, и естественной стала задача опустить под воду робота. В 1968 году Институтом океанологии (Нахимовский проспект) был создан первый в мире подводный робот — телеуправляемый аппарат «Манта». Он был подключен к ЭВМ и мог в мутной воде с помощью сенсорных датчиков подбирать объекты и укладывать в бункер.

Президент Путин недавно присутствовал на спуске на воду подводной лодки «Белгород», которая станет носителем беспилотных аппаратов «Посейдон», аналогов которым у других армий не имеется. В ближайшие годы система, названная на Западе «Морским монстром», встанет на вооружение. Понятно, что такие системы создаются десятилетиями, но держатся в тайне. Косвенным признаком таких разработок был фильм про «Завтра не наступит никогда» (1997), где Джеймс Бонд столкнулся с подобным советским аппаратом. А также повесть Владимира Сорокина «Волны», где рассказывается о разработке в СССР беспилотных подлодок с ядерными торпедами. При всем уважении к Сорокину, он все-таки не Жюль Верн и не обладает технической фантазией, но слухами земля полнится…

В авиации, по статистике, 95 процентов аварий происходят из-за человеческого фактора. Идея заменить летчика на хладнокровный аппарат родилась через пару десятилетий после того, как человек поднялся в небо. На знаменитом КБ Туполева в Лефортове, где разрабатывались стратегические бомбардировщики и пассажирские лайнеры, создавались также беспилотники. В 1970–1980-х годах СССР был мировым лидером по количеству таких аппаратов. Беспилотники-разведчики разрабатывались в НПО имени Лавочкина в Химках.

Из многих аппаратов самыми перспективными были самолет-бомба Ту-121 с ядерной начинкой и беспилотные разведчики «Ястреб» на базе того же самолета. «Ястреб» мог летать на 3 тысячи километров. То есть долететь от Москвы до Сочи и вернуться обратно. На смену «Ястребам» пришли «Стрижи», которые были приняты на вооружение в 1979 году и размещались на западной границе СССР. Последнее достижение советской эпохи — беспилотный «Рейс», который разгонялся почти до скорости звука — 950 километров в час. Надо сказать, со всех советских беспилотников информация снималась после возвращения на аэродром. На момент распада СССР в советской армии на вооружении было до 800 беспилотников, а в армии США — не более сотни.

Что касается самого обидного для человека беспилотника в автомобильном транспорте, то, как ни держись за баранку шофер, с профессией, похоже, придется завязывать. Уже год по улицам Москвы в тестовом режиме по крупным магистралям колесят беспилотные автокары «Яндекса». А через пару лет их число возрастет до пары тысяч. Россия не плетется в хвосте, а входит в топ-3 стран по развитию автономных автомобилей рядом с Китаем и США. Уже полтора года беспилотники развозят по делам резидентов Сколкова, и нареканий не слышно. Президент Путин объявил это направление стратегическим для России.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news