Сатира «Холопа» — веление времени
Так что создателей «Холопа» можно поздравить. Но цифры цифрами, а нам, конечно, интереснее ответить на вопрос: почему такая, в общем-то, незамысловатая комедия имеет бешеный успех? Режиссер Клим Шипенко, снимавший фильм с оглядкой на лучшие образцы картин Леонида Гайдая, утверждает, что общество соскучилось по непошлым комедиям с хорошим психологическим подтекстом. Но, кажется, дело не столько в жанре и психологии, сколько в острой социальности «Холопа».
Наш зритель без конца видит на телеэкранах сюжеты про отмороженных сынков состоятельных людей или про представителей спортивного и «глянцевого» бомонда, которые только и делают, что развлекаются — в клубах, на столичных дорогах, в особняках. То, что явно тянет на уголовщину, но, как правило, быстро заминается. О причинах этого явления мы можем только догадываться (хотя догадки не лишены большой доли вероятности).
Выходит, острая комедия в стиле Салтыкова-Щедрина остается единственной бичующей пороки современного общества плетью. Бичующей наотмашь благодаря сатирическим образам Ивана Охлобыстина и Александра Самойленко. И Клим Шипенко, надо заметить, очень точно уловил этот социальный запрос общества, это веление времени. Как когда-то его же уловил Алексей Балабанов в фильме «Брат», выполненном в совсем другом ключе, но тоже ставшем хитом.
Значит, дело вовсе не в жанре. Люди соскучились не по комедии (ее на современных экранах предостаточно). Они соскучились по картинам, в которых наша жизнь в любом доступном режиссерам жанре ломится в окна. По фильмам, которые восхищают точностью попадания в современные проблемы, откровенностью высказывания и изяществом форм решения этих самых проблем. И как раз за такое кино зрители любого возраста готовы платить деньги.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции